Источник: здесь и далее ShutterStock/Fotodom.ru

1 класс: ребенок не хочет учиться 
Адаптация позади, подключаем мотивацию
Синдром отличника
Ребенок не хочет учить уроки

«Мой ребенок не хочет учиться в школе» — с такими жалобами часто сталкиваются детские психологи. Выявить причины нежелания получать знания и замотивировать «нехочуху» можно по-разному, и немаловажную роль тут играет возраст чада.

Пожалуй, одна из популярнейших тем в соцсетях и «мамских» чатах: с какого возраста отдавать малыша в школу. Есть те, кто считают, что «в 6 уже поздно» и готовы покупать форму и букварь крохе пяти с половиной лет. А потом переживают: мой ребенок не хочет учиться… Что делать? Однако так и должно быть. Учеба в этом возрасте не может быть главной деятельностью. Отпрыск психологически не готов — он попросту не наигрался.

Специалисты выделяют понятие «мотивационная готовность» — это показатель, определяющий уровень желания ходить в школу, зрелость мотивов, важных для ребенка в связи с началом школьного обучения, понимание школьных правил и степень их принятия.   

1 класс: ребенок не хочет учиться 

На этом жизненном этапе у чада может быть проблема с социальной адаптацией. Первокласснику некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой. Особенно часто это случается, если кроха мало ходил в дошкольные учреждения и воспитывался, например, бабушками-дедушками.

Учитывая подобные вводные, родителям стоит направить усилия именно на социализацию чада. Приглашать в гости его новых друзей, давать небольшие поручения, тренирующие самостоятельность (купить в магазине продукты по списку, отнести соседям угощение и т.д.).

Также нередко ребенок 7-8 лет не хочет учиться, потому что боится не оправдать ожидания родителей и переживает из-за малейшего фиаско. Период адаптации длится до полугода, после него уровень тревожности у первоклассников обычно приходит в норму. И в это время важно не ругать школяра за мелкие оплошности, а напротив, рассказывать истории из своего детства, в котором, разумеется, тоже были трудности и неудачи. 

Адаптация позади, подключаем мотивацию

У подросшего школьника новый «кризис жанра». Что делать, если ребенок и в 3 классе не хочет учиться? Возможно, он постоянно отлынивает от занятий и витает в облаках. Учителя разводят руками — при таких способностях он мог бы добиться больших успехов! Родительское честолюбие в эти моменты страдает особенно сильно.

При этом далеко не все родители используют мотивирующие приемы. Гораздо проще угрозами и принуждением заставить ребенка выполнить указание, нежели тратить время на разумные убедительные беседы. В этом и кроется подвох: чем больше мы настаиваем, тем интерес у чада меньше. При этом, мотивируя правильно, ты даешь импульс приложить усилия. По сути, мотивация нужна везде: в учебе, спорте, на внеурочных занятиях и при выполнении рутинных домашних обязанностей.

Вообще, рассуждая о мотивации, важно учитывать возраст школьника. Если ребенок в 10 лет не хочет учиться, возможно, он уже вырос из детской парадигмы: «Хочу быть хорошим, чтобы папа/мама/Мариванна похвалила», но не дорос до взрослого убеждения: «Я должен сейчас сделать неинтересное это, чтобы потом, несколько лет спустя...». Подобная «сознательность» появляется у детей не раньше 15 лет.

Зато в этом возрасте уже можно учить ребенка ставить относительно краткосрочные цели и достигать их. Когда знаешь, зачем, выдержишь любое «как». Хочешь драться как Человек-Паук? Не зевай на карате. Хочешь смотреть Тик-ток любимого голливудского актера? Не пропускай уроки английского. Преследуя конечную цель, проще идти к ней шаг за шагом, урок за уроком.

Синдром отличника

Еще одна причина, которая порой отвечает на вопрос: «почему ребенок не хочет учиться?» — перфекционизм, заложенный в отпрыска с младых ногтей. Мы уже говорили о том, что даже первоклассники опасаются потерпеть фиаско. Часто с возрастом проблема лишь усугубляется. В нашей культуре распространено сравнение. Младших детей со старшими. Своих отпрысков с их ровесниками и т.д. Двигатель соперничества заводит детей очень быстро. Но использовать его на полную катушку опасно. В условиях тотального оценивания ученик патологически боится ошибиться, чтобы не увидеть горькое осуждение в глазах матери или отца. Что делать? Измени свое отношение к оценкам. Не требуй от сына или дочери одних пятерок. Цени самостоятельность и усилия, которые он прикладывает.

Тревожному ученику важно объяснить, что ошибки — это даже хорошо. Ведь на них учатся. Тут, кстати, вполне можно вспомнить примеры из своего детства, когда ты потерпела фиаско и все равно потом достигла успеха.

И, наконец, хвали ребенка правильно. Не превозноси личность, а восторгайся действиями: «Ты так усердно занимаешься!». Эту заслугу не отнять и свою состоятельность в такой трактовке не нужно снова и снова доказывать. Поэтому подобное одобрение не провоцирует «страх перфекциониста».

Ребенок не хочет учить уроки

Прежде всего, важно разобраться в причинах. Так, нежелание делать «домашку» — проблема, которая знакома большинству родителей гиперактивных детей. Им попросту сложно усидеть на месте, трудно концентрироваться. Как помочь такому малышу? Специалисты рекомендуют сократить время, которое ребенок уделяет заданиям. А точнее разбить его на части с перерывами. Малыш должен переключаться между умственной и физической деятельностью, в этом случае уроки не будут для него утомительным занятием. Принцип прост: 15 минут решаем примеры по математике, затем проветриваем комнату, а отпрыск в это время помогает тебе на кухне с ужином. Затем еще 15 минут читаем книгу и идем тренировать растяжку или движения для танца или что-либо еще «внеурочное». Следом 20 минут английского в онлайн-школе и перерыв на любимое активное занятие.

Впрочем, вечное отлынивание и нежелание самостоятельно делать уроки может быть причиной иного «дефицита внимания». Возможно, ребенок испытывает хронический дефицит... твоего внимания и почти бессознательно симулирует беспомощность, чтобы лишний раз оказаться в твоей компании. Так тоже бывает. В таком случае роль союзника поможет наладить процесс. Покажи ребенку, что изучать новое интересно и нужно. Устраивайте вечерние «кругосветки» по атласу, изучайте традиции народов нашей страны или читайте друг другу вслух.

Если речь идет о внешкольных занятиях, то важно не путать мотивацию и манипуляцию…. Знаешь, в чем отличие? В первом случае, то, чем занимается малыш, нужно ему, а во втором — родителям. Чтобы правильно  мотивировать, надо сначала определить, чьи амбиции удовлетворяют занятия. Для чего (или для кого?) он тренирует поперечный шпагат или разучивает гаммы.

Задавая эксперту вопрос: «Почему ребенок не хочет учиться в школе?», мы параллельно изучили статистику, касающуюся отношения к образованию в российских семьях. Порядка 60% опрошенных родителей в РФ планируют обучение детей после школы в вузе. 25% пока еще не готовы говорить о будущем своего ребенка», — сообщается в материалах, опубликованных ТАСС.

А что ты думаешь об учебе?

  • Мне все равно, какое образование получит мой ребенок. Это его дело.
  • Пусть сразу идет работать и содержать семью.
  • В нашей семье у всех высшее образование!
  • Надеюсь, он будет хорошо учиться и поступит в вуз, но настаивать и «ломать копья» не стану.
  • Рекомендуем