Кадр из фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка»

Определение
Признаки
Причины
Как бороться

Что может быть плохого в том, что человек стремится к своим целям, хочет быть лучше, выше, сильнее? Преодолевать препятствия и покорять вершины? Вообще ничего!

Однако почему в психологии есть такой синдром, как «синдром отличника»? И если человеку, разбирающемуся в психологии, назвать это словосочетание, то он сразу поймет, что речь о серьезной проблеме, которую не убрать по щелчку пальцев, и что тот, у кого этот синдром живет на надрыве, его нервная система буквально в одном шаге от состояния следующего этапа — депрессии.

Для начала определимся в понятиях. Что это за синдром отличника в психологии? И чем он отличается от здорового желания стать лучше?

Что это за синдром

Когда у человека нет «синдрома отличника», он готов к тому, что что-то может пойти не так, не по тому сценарию. Здоровая психика такова, что она может предположить, что человек проиграет, не доберет баллов на вступительных экзаменах, не пройдет собеседования — но это не будет являться чем-то фатальным.

Да, он может расстроиться, понервничать, попереживать, но с течением времени найдет ресурс двигаться дальше, не зависнет в своей неудаче, и самооценка его, скорее всего, не свалится «ниже плинтуса». Это здоровое восприятие какого-то личного неуспеха. Когда энергия идет не на переживания, а на то, что нужно в себе изменить, каких знаний набрать для того, чтобы справиться с задачей. Это — конструктивное мышление.

Что происходит в случае неудачи у человека с синдромом отличника? Если описать несколькими словами, то это выглядит так: «Все. Дальше смысла нет. Я не смог, я неудачник, и толку от меня ноль». Среди людей с этим синдромом больше всего суицидов. Самоуничижение доходит до пика, и психика не справляется.

Это как раз те печальные истории, о которых слышал каждый, например, ученица 10 класса получила тройку по итоговой контрольной и шагнула в окно. С точки зрения нормального человека — это абсурд. С точки зрения человека с синдромом — единственный выход.

Признаки, что у тебя синдром отличника

В погоне за пятерками: чем опасен синдром отличника на протяжении жизни
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка»
  • Самооценка зависит от того, получила ты одобрение со стороны или нет. При этом она может быть как очень высокой, так и упасть очень низко.
  • Гиперответственность всегда и во всем. Желание все довести до идеала, при этом ощущение, что «я сделала не все, что могла, и можно сделать лучше» — не покидает.
  • Страх новых начинаний. Этот страх кроется в том, что человек боится, что у него не получится. Порой страх неудачи пересиливает желание впустить в свою жизнь что-то новое, и в итоге человек так и не начинает новое дело, не ищет новую работу, не получает образование, о котором мечтал.
  • Невозможность принять чужой успех. Человек крайне болезненно реагирует на чужие достижения. Испытывает неприятные эмоции, зависть, злость, гнев. Порой легче принизить успехи другого человека, списать на то, что «это ему отец помог в карьере, это у него полезные знакомства / влиятельная семья и т. д.».
  • Очень болезненное отношение к критике. При этом порой за критику принимается просто иное мнение. Человек, как натянутая струна, крайне остро реагирует на замечания, поправки, предложения. Ему кажется, что его хотят специально принизить или обидеть.
  • Легко «поймать» на похвалу. Это тот крючок, схватив который, человек с синдромом отличника сделает все, что угодно.⠀

Откуда берется синдром отличника у взрослых

Конечно же, как и большинство проблем, он берется из детства, из родительских установок. Он берется из сравнения ребенка с другими детьми.

  • А вот у соседки дочь молодец! Всеми ночами корпит над учебниками, будет толк из нее! А ты... 
  • Если не будешь учиться, проживешь всю жизнь, намывая полы в школе.
  • Я горжусь твоей сестрой! К сожалению, о тебе такого сказать не могу.
  • Если б ты получила все итоговые пятерки, возможно, нам было бы о чем поговорить.

И так далее, все в том же духе. Но посыл один: «Ты недостойна моей любви, потому что ты (такая/ не такая / не добилась / не училась / не получила).

У ребенка формируется связь: чтобы меня любили, я должен быть самым лучшим. И он всю свою жизнь доказывает, что он достоин любви. Уже порой и родителей нет в живых, а он все доказывает и доказывает, живя на грани возможностей своей нервной системы.

Конечно же, скорее всего, родители говорили все это из лучших побуждений. Пытаясь стимулировать к свершениям, пытаясь воспитать в ребенке желание быть победителем. Но вот откуда у тебя синдром отличницы?

Они не сказали самого главного: «Я люблю тебя, несмотря ни на что, со всеми твоими победами и поражениями, я радуюсь и горжусь твоими успехами, но в случае твоей неудачи я всегда поддержу, помогу, и мы вместе найдем выход из ситуации. Ты же знаешь, что нет безвыходных ситуаций? Ты же знаешь, что. приложив усилия, все можно исправить? Я не устану тебе повторять это. Я рядом. Всегда помни об этом. Ты не одна, ты не один, и для меня ты — лучший в любом случае, просто потому, что ты — мой ребенок».

Вот какая канва воспитывает уверенных в себе людей, способных к любым жизненным невзгодам. Безусловная родительская любовь, которая ведет по жизни и не только в детском возрасте. Когда человек осознает, что он имеет право на ошибку, и от этого он не становится хуже, глупее, он не теряет своей самоценности.

Как избавиться от синдрома отличника

В погоне за пятерками: чем опасен синдром отличника на протяжении жизни
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса»

Если так случилось, что ты разглядела в себе синдром отличника, что делать?

  1. Прими тот факт, что нет человека, который бы никогда, ни разу в своей жизни не обошелся бы без ошибок. Ты имеешь право ошибиться, сделать что-то не так. Это нормально.
  2. Перестань постоянно оглядываться на мнение других людей. Что подумают? Что скажут? Пойми, что в данном случае ты домысливаешь за других. А человек, возможно, вообще ничего не подумает. У каждого своих проблем выше крыши, и то, что кажется важным тебе, может не иметь никакого значения для окружающих. Проанализируй свои мысли — часто ли ты думаешь о том, что кто-то что-то сделал не так? Скорее всего, подумала и забыла, переключившись на свои дела. То же самое происходит и с окружающими в твою сторону.
  3. Не сравнивай себя с другими. У каждого свой жизненный путь, свои задачи, свой опыт. Помни, что ты — уникальна. Больше нет такого человека нигде, во всем мире, не было и никогда не будет. Это как сравнить круглое и квадратное — что лучше? Нет ответа. Так же и здесь.
  4. Не нужно думать, что тебя любят за то, что ты сделала (или не сделала) что-то. Родные и друзья любят тебя просто потому, что ты — это ты. Просто прими этот факт.
  5. Реагируй на неудачи адекватно. Это не конец света. Это опыт, это возможность посмотреть на вопрос с другой стороны, понять, где не хватает знаний, в конце концов, любая ошибка — это новый горизонт для развития.
  6. Полюби процесс, а не результат. Люди с синдромом отличника часто делают что-то ради итога — похвалы. Но похвала — это приятный бонус, а не цель. Ожидание праздника — лучше самого праздника. Путь к цели бывает интереснее самой цели.
  7. Научись делегировать полномочия. Успеть все сделать самостоятельно с наилучшим результатом очень тяжело. Нужно научиться понимать и принимать тот факт, что другой человек вполне может выполнить какую-то работу, тебе необязательно тащить все на себе и все контролировать.
  8. Не бойся осваивать новые горизонты. Все когда-то не умели читать и писать, и все это казалось очень сложным, но ты же читаешь этот текст, ты же справилась, справишься и с новыми обучениями, с освоением новых знаний. Не стоит отказываться от того, что тебе интересно только из-за того, что боишься не справиться. В конце концов, даже если что-то пойдет не так — дело можно отложить, перенести. Но, не попробовав, не узнаешь. Именно так стоит бороться с синдромом отличника.
  9. Относись с уважением к тому, что добились другие люди. Не принижай чужих достижений. За каждым успехом стоит труд. Вместо того чтобы принижать достижения человека, посмотри, а чему тебе у него можно научиться? С чего он начал свой путь? Какими знаниями обладал? Какое образование получил? Какие качества в себе развивал? Такой конструктивный разбор чужих достижений может здорово помочь тебе в собственном пути к успеху.⠀
  10. Люби себя, люби то, что ты делаешь, разрешай и позволяй себе отдых, передышку, не делай из промахов трагедию. И не сравнивай своих детей ни с кем и никогда. Ведь они — тоже единственные в своем роде, и ты можешь дать им билет в самостоятельную, осознанную жизнь, а можешь ходить с каменным лицом из-за тройки по географии, прививая комплексы и развивая синдром отличника.
Рекомендуем