О дивный новый мир: 4 причины детской зависимости от технологий
Проблема увлечений детей всегда волновала их родителей. Так, еще 50–70 лет назад мамы и папы активно запрещали своим чадам читать, потому что это испортит зрение. А мальчишки и девчонки все равно самозабвенно погружались в книжки, читая их с фонариком под одеялом.
Потом
У некоторых взрослых это перерастает в настоящую зависимость — они чувствуют тревогу и дискомфорт, если выпадают из онлайн-жизни или на время оказываются без Интернета и телефона. При этом от детей они ждут осознанного отношения к гаджету и интереса к книгам, активным играм и встречам с друзьями офлайн.
-
Не пропустите
1. Дети не умеют себя контролировать
Дело не в отсутствии силы воли или стремлений, а в особенности работы головного мозга детей. В нем недостаточно сформированы участки коры, отвечающие за самоконтроль и умение сказать «нет» любому соблазну. Они полностью формируются только к окончанию подросткового возраста, то есть примерно в 20 лет.
2. Дети легко вовлекаются в то, что им интересно
Вспомни, как твой малыш мог часами строить башню из кубиков, а подросток — рисовать картину или учиться играть на гитаре, стирая пальцы в кровь.
3. Дети предпочитают развлекаться, а не работать
В целом, это особенность не только детской, но и взрослой психики.
4. Если обстановка вокруг не самая благоприятная, дети предпочитают альтернативную реальность смартфона окружающему его миру
Раньше для этого использовали книги и фильмы. Сегодня виртуальная реальность социальных сетей и развлекательных сервисов позволяет выбрать любой подходящий мир и стать кем угодно, не изменяя при этом себя. Гаджеты сегодня становятся тем самым гамельнским дудочником, которые безвозвратно уводят детей в виртуальные миры и полностью захватывают их внимание.
Везде нужны правила: 5 советов родителям
С одной стороны, гаджеты оказывают не самое полезное воздействие на жизнь ребенка.
Исследования показывают, что чрезмерное увлечение смартфонами снижает обучаемость, уменьшает познавательный интерес и может спровоцировать развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
-
Не пропустите
С другой стороны, смартфоны стали неотъемлемой частью нашей жизни. И если у ребенка нет гаджета, он становится белой вороной в коллективе: он не знает современных трендов, не ориентируется в знаменитостях и не знает, чем живут его ровесники.
Кроме того, гаджеты дают доступ к образовательным площадкам, помогают учиться онлайн у лучших преподавателей и развивают самые разные навыки. И, по сути,
1. Начни с себя
Если ребенок все время видит родителей за компьютером или с телефоном в руке, он будет копировать их и посвящать все свое время гаджету.
2. Не используй гаджеты как средство отвлечения
3. Ограничивай не время, а контент
Заведи такое правило: на развивающие и обучающие приложения и видео нет ограничений, а на развлекательный контент (мультики, ленты социальных сетей и так далее) время строго ограничено. Через геймификацию и приложения можно учить языки, развивать логику и словарный запас, тренировать математические способности и узнавать о природе и истории.
4. Предлагай альтернативные развлечения
Дети не умеют занимать себя сами. Нам нужно учить их этому. Подумай вместе с ребенком, чем он может занять себя, когда ему скучно. Отвлечь от скуки могут книги, прогулки с друзьями (младшим школьникам, например, можно давать задания — найти 10 шишек или составить план района), конструкторы, развивающие задания в книгах (например, виммельбухи или книги на развитие креативности) и так далее.
5. Установи зоны без гаджетов
Например, нельзя брать телефон за стол и в кровать, а в поездках им можно пользоваться, чтобы снимать видео и фотографии или вести прямой репортаж из путешествия. Помни, что правила должны распространяться на всех членов семьи.
Если ты не разрешаешь ребенку обедать с телефоном, но сама при этом читаешь ленту новостей, это правило вызовет закономерный протест. То же самое касается и контента:
Если твоя работа связана с Интернетом и ты много времени проводишь с телефоном в руке или перед экраном ноутбука, покажи ребенку, чем именно ты занята. Он должен видеть, что ты не развлекаешься, а работаешь. В этом случае и у ребенка будет формироваться отношение к гаджетам как к рабочим инструментам, и он не будет воспринимать их как единственный источник развлечения.