Все дети разные, но всем им так или иначе в определенном возрасте пора идти в первый класс. Задача родителей — не только подготовить их к школе, но и правильно определить момент старта — когда ребенок уже готов сидеть за партой и обучаться новому в стенах класса?
Существуют три фундаментальных критерия, по которым можно определить, готов ли дошкольник стать первоклассником или время еще не пришло.
Физическая готовность
Именно на нее стоит обращать внимание в первую очередь.
1. Умение соблюдать режим дня
Скорее всего, он уже знаком с режимом дня, который включал в себя либо посещение детского сада, где все по расписанию, либо кружки и секции. Ребенок должен понимать, что его день состоит не только из игр и развлечений. У него теперь есть дела, которые обязательно следует чередовать с отдыхом.
2. Усидчивость
Важно, чтобы будущий первоклассник мог спокойно сидеть на уроках. В среднем урок длится 40-45 минут, поэтому ребенок не должен уставать.
3. Развитая речь
Кроме того, у ребенка должна быть развита речь. Словарный запас, умение доносить свою мысль, хорошее звукопроизношение — все это основа не только хорошей учебы, но и социализации в коллективе. Если у ребенка есть речевые дефекты, до школы стоит поработать с логопедом, а также самостоятельно стимулировать речевую активность.
-
Не пропустите
4. Развитая мелкая моторика
Развитая мелкая моторика и сильные мышцы рук — то, что нужно тренировать в дошкольный период, чтобы потом не испытывать трудностей с письмом. Если дошкольник может долго рисовать, любит лепить из пластилина, собирать конструктор, активно помогает при готовке — например, мешает тесто, лепит пирожки, то, скорее всего, прописи его не испугают.
5. Умение обслуживать себя
Не менее важно научить дошкольника обслуживать себя самостоятельно.
Заранее стоит поговорить о посещении уборной — школьные туалеты могут отличаться от тех, к которым привык ребенок — биологические потребности не должны быть помехой учебе и доставлять дискомфорт.
Психологическая готовность
Важно, чтобы и ментально ребенок был готов к школьным вызовам. Стоит обратить внимание на его желание идти в первый класс: он радостно ждет это событие или уже воспринимает как проблему?
В обоих случаях с ним нужно поговорить о школе: в первом — предостеречь от возможных иллюзий (школа — это не только красивый дневник и веселые перемены), во втором — узнать причину негативного настроя и подсветить положительные моменты от поступления в 1-й класс.
6. Умение самостоятельно решать потенциальные проблемы
Конечно, школа — это сепарация ребенка от родителей. Сможет ли он попросить кого-то о помощи в школе? Как будет действовать, если потеряет «сменку»? Назовет ли он номер телефона родителей и их имена? Сможет ли самостоятельно найти нужный кабинет? Как поступит, если его поругает учитель? Сможет ли переодеться перед физкультурой? Найдет ли раздевалку?
Зная своего ребенка, стоит ответить себе на эти вопросы прежде, чем отдавать его в первый класс, ведь подчас
7. Умение социализироваться
Ко всему прочему дошкольник должен уметь социализироваться: знакомиться с новыми людьми, дружить с одноклассниками, находить общие темы для диалога, грамотно решать конфликты. Хорошо, если у него уже был опыт общения в коллективе: он ходил в художественную школу, занимался в футбольной команде или просто был заводилой в компании во дворе.
8. Сознательная саморегуляция поведения
Проще говоря, ребенок знает, что такое слово «надо»: хочется выкрикнуть правильный ответ быстрее и громче остальных, но надо поднять руку, хочется играть на уроке в игрушки, но нужно слушать учителя. Важно, чтобы школьник понимал необходимость подчиняться школьным правилам, иначе усвоить их придется через протест.
Предметная готовность
Если физическая и ментальная готовность будущего первоклассника к школе — обязательные критерии, то предметная подкованность — факультативная.
9. Знание букв и цифр
В некоторых школах существует процедура вступительных экзаменов, на которых и выявляются способности дошкольника, поэтому походить на подготовительные курсы или позаниматься дома — лишним точно не будет.
Родителям стоит подойти со всей ответственностью к выбору правильного старта для будущего школьника и не полагаться на шаблонные пути решения. Не забывай про исключительность своего ребенка и индивидуальность его развития, прислушивайся к нему и здраво оценивай его способности.