У родителей такая работа — хотеть как лучше и волноваться. Именно поэтому они часто совершают одни и те же ошибки.

Ошибка: навязывать собственный опыт

«Да я пять школ сменил, и ничего! Приходишь, знакомишься — дело сделано. В чем трагедия?» — недоумевает папа. «Ох, это так тяжело. Все чужие, смотрят оценивающе! Я целый год осваивалась», — вздыхает мама. Подросток привычно закатывает глаза. Кто из родителей прав? А никто.

Проекция своего опыта, не важно, удачного или нет, — дурная практика. Во-первых, так вы создаете определенные установки. Например, что проблем не будет, одноклассники встретят аплодисментами, а первая красавица влюбится с первого же взгляда. Или наоборот — что новичков непременно бьют и обижают.

Ребенок рискует либо разочароваться, не услышав оваций, либо удариться в паранойю: кругом враги, вон сидят, шепчутся, наверняка обо мне. Во-вторых, родительские ожидания давят: заведи друзей и стань лидером; затаись и никому не верь. Такие установки усложняют и без того непростой процесс адаптации. Предки, вы серьезно, а?

Что делать? Не замалчивать тему. Обсудите с ребенком новый этап, расспросите о страхах, сомнениях. Опять закатил глаза и драматично вздыхает? Делайте паузу и продолжайте. Поговорите о том, что поначалу лучше быть дружелюбным, не провоцировать конфликты, не ждать, что дружбу можно построить за один урок географии, и неторопливо вникать в жизнь нового коллектива.

В среднем на адаптацию к новому классу у ребенка уходит 2-3 месяца

Ошибка: пускать ситуацию на самотек

Они выглядят такими взрослыми. Сын пользуется бритвой, дочь — косметикой. На большую часть вопросов вы слышите в ответ «разберусь», «все нормально» или хрестоматийное «ну мааааам». Но, несмотря на это, они еще очень уязвимы, и оставлять их наедине с проблемами нельзя.

Сложность переходного возраста не преувеличивают: весь свой внутренний дискомфорт тинейджер переносит на внешний мир. Мир этот выглядит неправильным, враждебным, странным. Родители, правда, тоже (а как иначе, если мама в свои преклонные 43 нацепила драные джинсы). Взрослые утомляют, раздражают, даже бесят — но все равно остаются для подростка опорой. Базой, на которую приходят заряжаться. Обеспечьте ему такую возможность.

Что делать? Наблюдайте за тем, как проходит адаптация, и учитывайте особенности вашего ребенка. Ведь у каждого человека своя скорость. Кто-то вписывается быстро и через неделю и не вспоминает бывших одноклассников. Помахал рукой — уже друг. Пришел в гости — друг навечно, пусть вообще живет с нами. А другим надо присмотреться, освоиться, привыкнуть, переварить информацию и осознать себя в новой роли.

Если есть возможность, еще до перехода съездите вместе в новую школу, познакомьтесь с учителями, изучите здание изнутри: тогда в первый день подросток не начнет метаться в поисках раздевалки и спортзала и будет чувствовать себя чуть увереннее.

На время адаптации освободите ребенка от дополнительных нагрузок — домашних дел и репетиторов. (Только не показывайте этот текст ребенку, иначе адаптация затянется до вуза). Будьте готовы к резким переменам настроения. И даже к раздраженному, сквозь слезы, «там одни идиоты, не пойду в этот дурацкий класс». В этом случае лучше разрешить ему остаться дома и, возможно, даже съездить в прежнюю школу. А вечером поговорить о масштабе катастрофы. Если время идет, а тоска по старому классу и неприятие нового не проходят, есть смысл подумать о возвращении.

Друг без друга
Ребенок хорошо общается со всеми в классе, но близких отношений не заводит? Говорит, что его все устраивает, но материнское сердце не на месте? Некоторые дети действительно вполне комфортно чувствуют себя без лучшего друга. Они вовсе не нуждаются в наперснике и хранителе тайн. Если ваш одиночка выглядит довольным, с радостью ходит в школу и охотно рассказывает об одноклассниках, вполне возможно, ему и правда «норм». Более того, психологи считают, что такой подход часто свойственен детям с высоким уровнем развития.

Ошибка: игнорировать школу и учителей

Классный руководитель может сквозь пальцы смотреть на травлю новичка или, наоборот, рьяно стараться помочь и таким образом вредить еще сильнее. В любом случае, ваше участие будет полезным.

Что делать? Сходите в школу, поговорите с учителем, расскажите о характере и особенностях ребенка, покажите, что вам не все равно и вы готовы вести диалог. Если с первых дней в новой школе все пошло не так — новичка встретили враждебно, он одинок и не может найти с одноклассниками общий язык, — поделитесь этим с педагогом. Он будет вам благодарен и, главное, сможет помочь. Если он в курсе ситуации, но ничего не делает, то после общения с вами вынужден будет как-то действовать.

В некоторых школах, где новичками оказываются все (например, лицеях, куда берут только с 7 или 9 класса) существуют специальные ритуалы для знакомства и сплочения. Узнайте о них и обсудите дома. Даже если тинейджер поморщится и заявит, что это все для мелких, на практике такая игра может ему понравиться.
Старайтесь, чтобы ребенок участвовал в школьных мероприятиях (нет, не скатится на двойки), ездил с классом в путешествия (нет, его не забудут в Переславле) и ходил в походы (нет, не заболеет). Разрешайте приводить друзей домой (да, разнесут квартиру, но принесут чипсов) и познакомьтесь с другими родителями.

Прислушайтесь к их разговорам — это поможет вам составить представление о том, что на самом деле происходит в классе.

Почитать на эту тему

Книги современных писателей помогут адаптироваться к новой школе быстрее, чем хрестоматийные Железников или Носов. Вот что можно прочитать — причем и вам, и ребенку:

  • «Чудаки и зануды», Ульф Старк
  • «Время всегда хорошее», Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак
  • «Гвардия тревоги», Екатерина Мурашова
  • «Чудо», Р. Дж. Паласио
Рекомендуем