Источник здесь и далее: кадр из фильма «Середины 90-х»

Будучи детьми, мы не анализировали то, что с нами происходило. Мы просто жили и проживали положительные и травмирующие нас обстоятельства. Лишь став взрослыми, мы начали понимать, что причины наших комплексов и проблем с самооценкой нужно искать где-то среди школьных коридоров, семейных ценностей и давно забытых дворовых компаний. 

Однако это понимание не является гарантом того, что, воспитывая своего ребенка, мы не совершим аналогичных ошибок. Наоборот, рассуждая в стиле «как бы я хотел, чтобы общались со мной в детстве», многие родители часто допускают серьезные промахи.

Узнали у психолога Айны Громовой, как воспитать в ребенке здоровую самооценку, а также выяснили, какие пять ошибок чаще всего совершают мамы и папы, с последствиями которых потом приходится работать психотерапевтам. 

Самооценка как фундамент развития личности

Заложить основу человека со здоровой самооценкой должны в среде, в которой развивается личность. В первую очередь это касается семьи, ведь дети учатся восприятию жизни, общаясь со взрослыми и значимыми для них людьми. 

Ближайшее окружение ребенка, можно сказать, закладывает в его сознании фундамент из определенных мыслей, реакций, в частности, по отношению к самому себе. Именно эта база станет основой, на которой в будущем взрослеющий человек будет выстраивать свое мировоззрение. 

«Подавляющее большинство взрослых в полной мере понимают степень важность детской самооценки, потому что на своем опыте знают, что очень многое в их жизни было сделано не правильно. Какими бы не были семья и окружение ребенка, он в любом случае будет развиваться. Важно другое — качество этого развития. У кого-то будет хорошая развивающая среда — родители, которые понимают ребенка, осознанно подходят к родительству и стараются воспитывать сына или дочь со своим внутренним хорошим ресурсом, в том числе ресурсом самооценки. Но это происходит не так часто, как хотелось бы. Многие дети растут в негативно развивающей среде, которая формирует у них либо необоснованно завышенную, либо заниженную самооценку», — сказала психолог. 

Ошибка № 1. Что такое внутренний ресурс ребенка и откуда его взять

Главная ошибка многих родителей — это незнание и непонимание того, что у ребенка должен быть свой внутренний ресурс, который он должен впоследствии укреплять во взрослой жизни сам. 

«Предполагается, что каждый человек должен видеть себя без искажений, но это не так просто, так как это не врожденное умение. Оно формируется в первые 10 лет жизни. К этому возрасту в идеале личность должна быть способна сама оценить свои действия. Для этого родители должны с малых лет не лишать ребенка возможности самому понять, где он сделал хорошо\плохо, где был не прав, а где проявил себя наилучшим образом. Даже с самого раннего возраста человек должен уметь оценивать свой актуальный уровень возможностей и действий. Фактически самооценка — это базовая опора личности», — подчеркнула Айна Громова. 

Ошибка № 2. Как самооценка ребенка зависит от финансов

К сожалению, на практике не все так просто как в теории. Подход некоторых родителей не позволяет их детям стать самостоятельными ни в 10, ни в 15, ни в 25-30 лет. 

«Здоровая личность должна иметь конкретный функционал — навыки, которым должен научиться ребенок в развивающей среде. Например, он должен понять, что зарабатывать деньги он будет сам, он должен стремиться к тому, чтобы у него был свой собственный финансовый ресурс. Некоторые родители не позволяют проявить своему ребенку эту самостоятельность — платят за него в школе\институте, а после, когда их чаду уже 25-30 лет, «подкидывают» денег, потому что работа, на которую он устроился, не приносит необходимого количества денег. Финансовая самостоятельность — это один из главных ресурсов, которые необходимо развивать», — отметила психолог. 

Для решения этой проблемы важно в раннем возрасте создавать игровые ситуации, в которых ребенок должен понимать, что деньги не берутся из ниоткуда. Например, советует эксперт, можно включать денежные поощрения за хорошие оценки, а после — в подростковом возрасте — не мешать инициативе найти летнюю подработку. 

«Когда ребенок хочет устроиться на подработку в подростковом возрасте, не нужно его отговаривать, говорить, что ему еще рано работать, что он не справится и все в этом роде. 
Подобная занятость поможет ему в будущем без проблем себя обеспечивать. Если вы стремитесь быть осознанными родителями, то думайте в ключе: «Когда я даю ребенку деньги, это мой финансовый ресурс. Когда ребенок думает о том, как ему самому заработать — это проблески его собственного финансового ресурса». Такой подход позволит вам снизить уровень беспокойства и повысит кредит доверия к сыну или дочери, а также положительно скажется на самооценке ребенка», — уточнила Айна Громова. 

Ошибка № 3. Как не воспитать инфантильную личность

Этот промах следует из всего вышесказанного, но в данном случае акцент будет на умении родителей не вмешиваться во все подряд проблемы детей. Лишая свое чадо возможности самому разрешить вполне посильную ему ситуацию, беспокойные мамы и папы оказывают себе медвежью услугу. 

«Когда родители решают проблемы детей они используют свой ресурс и блокируют наработку его собственного. Поэтому важно, чтобы ребенок в раннем и подростковом возрасте умел разобраться в ситуации самостоятельно. Так он будет шаг за шагом учиться оценивать возможные риски и находить наиболее выгодные пути решения. Отсутствие этого базового функционала говорит о незрелости личности. Иными словами, мы получаем человека, который так и не научился быть взрослым. 

Ошибка № 4. Страшно перехвалить

Подавляющее большинство родителей понимают степень важности самооценки,но не понимают, как ее сформировать правильно. 

Существуют две кардинально неправильные модели воспитания детей — первая формирует необоснованно завышенную самооценку, вторая — необоснованно заниженную.
В обоих случаях родители думают, что транслируя либо первый, либо второй вариант, они защищают своего ребенка, но это не так.

«Заниженная самооценка формируется, в частности, из-за отсутствия похвалы. Мамы и папы в этом случае уверены, что подобного рода поддержка может плохо сказаться на их сыне или дочери и лишний раз предпочитают не отмечать их заслуги, думая, что так их ребенок не станет выскочкой и наглецом, а будет скромным человеком. Однако это большое заблуждение. Результатом замалчивания поощрений, которых ребенок действительно достоин, или умаление его заслуг, становится сложная социальная адаптация. У детей с заниженной самооценкой пубертат проходит очень сложно, так как они стараются лишний раз не проявлять инициативу, боятся брать на себя ответственность, но при этом всегда ждут похвалы и страдают от того, что он не лидеры», — сказала психолог. 

Отсутствие похвалы также чревато тем, что ребенок с годами начинает делать все, чтобы получить ее. Часто в подростковом возрасте это становится причиной попадания в сомнительные компании, лидеры которых (зачастую старше по возрасту) быстро находят слабое звено в характере и умело им манипулируют. 

«Человек с заниженной самооценкой будет себе многое не позволять, боясь покинуть зону комфорта, часто будет идти на уступки или делать что-то в угоду другим, чтобы они их похвалили и усилили их самооценку хотя бы ненадолго», — отметила эксперт. 

Ошибка № 5. Мой ребенок лучше всех!

Другая крайность — это беспричинная похвала. Буквально на пустом месте. По словам Айны Громовой, родители, которые выбирают подобную тактику, часто опираются на свой негативный опыт, вспоминая о том, что их в детстве редко хвалили, часто обижали и внушали, что добро должно быть с кулаками.

«Получив в детстве травму подобного рода и сами став родителями, такие взрослые начинают делать из своего ребенка „пупа Земли“ или кумира семьи, осыпая его всем тем, чего хотели, но не получили сами. Любые действия детей в подобных семьях оцениваются по высшему баллу и никогда не критикуются. Во всех его бедах родные винят других людей — одноклассников, учителей, соседей — утверждают, что он особенный, восхищаются тем, что по факту не является особой заслугой. В итоге такой залюбленный и избалованный чрезмерным восторгом ребенок, выходя во внешнюю среду, понимает, что он не может конкурировать с другими. Особенно сильно это бьет по самооценке в подростковом возрасте, потому что школьник, глядя на своих сверстников, осознает, что у него нет никаких действительно крутых навыков. В этот период и начинаются проблемы, которые часто сопровождаются истериками и конфликтами как внутренними, так и семейными», — сказала психолог. 

Дети с необоснованно завышенной самооценкой, привыкшие к похвале по любому поводу, страдают, не получая желаемого отношения от социума. Иногда их непринятие такой реальности может сопровождаться всплесками агрессии. Подобная модель воспитания, как и предыдущая, делает детей крайне незащищенными людьми, которые в будущем обречены на искаженный путь. 

«Человек, чью самооценку родители возвели до максимума, восторгаясь любым его шагом, всегда будет находиться в «ножницах» высоких амбиций и низких реальных достижений. Мой совет не воспитывайте детей по каким-то своим «скриптам». Вместо этого чаще задавайте им вопрос: «Как ты сам думаешь, то, что ты сделал это хорошо или плохо?», больше интересуйтесь его мыслями по разным ситуациям. И помните, что подобные вопросы должны транслироваться не с позиции «мы тебя оцениваем», а с позиции «как ты себя оцениваешь». Только так ребенок научится оценивать себя на основании реальных достижений», — подчеркнула Громова.

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен