Источник здесь и далее: кадр из фильма «Учитель на замену»

Дистанционное обучение (или коротко — дистант), введенное в экстренном порядке во всех российских школах из-за пандемии коронавируса, пока отошло на второй план. Хотелось бы, конечно, обойтись без «пока» и других осторожных слов, но 2020 год слишком непредсказуем. Зато уроки, которые он преподал и, вероятно, еще преподаст, мы запомним навсегда. 

Героями этой статьи стали три преподавателя из разных частей России — Москвы, Омска и Якутска. Все они честно рассказали о том, как «ковидный» дистант сказался на их работе. Настолько честно, что имена пришлось заменить.

Но все остальное — чистая правда и отличная пища для размышлений.

Если тезисно, то в этой статье ты узнаешь, почему дистант никогда не сможет заменить классическое очное образование, из-за чего сбор домашних заданий растягивался на сутки, а учителя работали по 12 часов в день.  

Алексей Калинин, учитель истории и обществознания (Москва)

Что думает о дистанте 

Мне дистанционное образование понравилось. В целом это очень удобный инструмент. Если еще платформу правильно подобрать, то вообще классно. Но есть ключевое «но»! Дистант крут как дополнительный инструмент, однако никогда не сможет заменить полноценное образование. И это не только мое мнение. 

12-часовой рабочий день и претензии родителей: как дистанционное обучение проходило в Москве, Омске и Якутске

Дистант нужно использовать в совокупности. Это очень классный подстраховочный вариант. Например, когда зимой морозы и занятия в школе отменяют. Если встанет вопрос, отменять занятия или переводить на дистант, то второй вариант, конечно, лучше. 

Еще через дистант можно организовывать дополнительные занятия, что и делают в некоторых школах. Можно работать с детьми, которые по разным причинам обучаются дома. Дистанционка дает возможность не прерывать обучение, несмотря на обстоятельства, но заменить классическое образование не сможет. 

Хорошо, что власти прислушались к учителям и, несмотря на риск, школы с 1 сентября открыли для очного обучения. 

Недостатки

  • Количество уроков 

По санитарным нормам ребенок не может 6 уроков просидеть за компьютером. Поэтому на дистанте проводили 3, максимум 4 урока в день. Это очень сказалось на качестве образования. Количество материала, которое дети должны были освоить за 6 занятий, приходилось либо сильно ужимать, либо и вовсе сокращать. 

Сами уроки стали короче — по 30 минут. Этот момент тоже влиял на качество — давал меньше материала, некоторые детали приходилось опускать. Из-за этого информация становилась более плоской и менее всеобъемлющей. 

  • Полное отсутствие контроля посещаемости 

Если на очном обучении ребенка нет на уроке, то его либо совсем нет в школе, либо он где-то на территории школы. В обоих случаях всегда можно связаться с классным руководителем, чтобы выяснить причину отсутствия. На дистанте очень сложно было уследить за этим. 

  • Обратная связь 

С учеником не было никакой обратной связи. Да, есть чат, но это не то. Кроме того, дистант практически исключает визуальный контакт с некоторыми учениками, потому что не у всех есть вебка на ноутбуках или на компьютере. Многие с телефона сидели. Также микрофоны не у всех работали или были не очень качественными. 

  • Теряется эмоциональная связь «учитель-ученик»

На обычных уроках, когда я что-то рассказываю, то всегда задаю вопросы ребятам, смотрю на их реакцию. А на дистанте я этого не мог делать. Смотрел в экран, а там только ники и аватарки. Терялась важная эмоциональная связь «учитель-ученик». Школьники, конечно, не догадываются о необходимости этой связи, но они тоже перестают ее чувствовать — у них быстро пропадает мотивация что-то делать. 

12-часовой рабочий день и претензии родителей: как дистанционное обучение проходило в Москве, Омске и Якутске

Через экран некоторым учителям практически нереально также ярко проявлять свою харизматичность, которая зачастую цепляет детей во время уроков. Чтобы уметь сохранять этот энергетический посыл и настрой, нужно быть суперспециалистом именно в дистанционном обучении.

  • Нельзя в дистанционном образовании проводить некоторые виды работ

Про групповые работы в привычном понимании можно забыть. Есть, конечно, программы, с помощью которых можно создавать группы, но это все не то. Полноценную групповую работу провести невозможно. Например, дискуссию по какому-то важному вопросу организовать нереально. Даже если это делать через «Скайп» или «Зум» с использованием микрофонов и вебки. Исчезает важный фактор — у детей нет возможности поспорить, привести во время оживленных обсуждений какие-то аргументы

В чем видит главный минус дистанта

Есть отдельная профессия «преподаватель дистанционного образования». Там свои методики. Мы эти методики не очень хорошо знаем, а наши, классические, не до конца хорошо работают в таком формате. Получается, что каждое занятие, даже если ты максимально коммуницируешь с учениками и используешь интерактивную доску, в итоге превращается в стрим, вебинар или лекцию.

Это не очень хорошо, так как важно, чтобы дети не только слушали, но и были задействованы как-то. Но во время дистанта лекции неизбежны, так как нет возможности проконтролировать то, что и как дети делают.

В классе, когда ученики работают с текстом, ты можешь подойти, помочь им в чем-то, подсказать, а здесь ты не можешь этого делать. Исключительно лекции — это не эффективно, особенно для детей. Это, наверно, главный недостаток. 

Постковидное обучение

Сейчас обучение почти полностью восстановилось, но перемещение детей по школе ограничено. Ученики сидят в одном определенном классе, а не переходят из кабинета в кабинет, как это было до пандемии. Учителя преподают в масках. 

Дистант могут ввести в отдельных случаях, если, например, у кого-то в классе подтвердят коронавирус, тогда весь класс переводят на удаленное обучение. 

Смешные моменты из практики во время дистанта

В марте, когда только все началось, ученики подключались под никами. Очень часто это были логины их мам. Особенно у 7-классников. У некоторых родительниц были очень забавные ники а-ля «пупсик72». Смешно было, когда я задавал вопрос, а отвечал этот «пупсик».

Забавные моменты были и с аватарками, там были картинки, которые ставили родители для своих аккаунтов. Ведешь урок, а перед тобой не лица учеников, а изображение камеры (если нет вебки) или котики какие-нибудь.

Мария Александрова, заместитель директора СОШ (средней образовательной школы, Омск) 

Что думает о дистанте

Дистант стал неожиданностью для всех участников образовательного процесса — учителей, родителей и детей. Сложность была даже не в том, что у некоторых учителей не оказалось необходимой техники. Большей проблемой стало то, что ряду педагогов было сложно работать с новыми платформами и формами дистанта.

12-часовой рабочий день и претензии родителей: как дистанционное обучение проходило в Москве, Омске и Якутске

Влиться в эту информационную среду человеку, который всю жизнь работал буквально с мелом в руке у доски, было очень сложно. Я говорю не обо всех, но многие стажисты испытывали такие трудности. 

Один большой подводный камень

Не было конкретного алгоритма действий по корректировке учебных программ и окончанию учебного года. Никто не объяснил, как с учетом этого всего выставлять итоговые оценки. Без контрольных, без промежуточной аттестации. Каждая школа варилась в своем котле. Дистант — это один большой подводный камень. 

12-часовой рабочий день

С позиции заместителя я очень болела и переживала за учителей, особенно в те моменты, когда в Интернете появлялись аудиозаписи от родителей, которые нецензурно выражались в адрес педагогов — обвиняли их в ничегонеделании, в частности. В нашей школе такого не было, но за коллег было обидно. 

Меня это очень оскорбляло, потому что я знаю, как работали учителя. Знаю, что они сидели на работе с утра до ночи. Обычно день учителя ограничен несколькими уроками и парой часов проверок домашних заданий. 

В случае с дистанционкой все было иначе. Учитель должен был быть на связи с ребенком постоянно — в Дневник.ру, в мессенджерах или по видеосвязи. На сбор домашнего задания уходило иногда несколько дней, а не пара минут, как во время обычного урока, потому что дети в разное время присылали работы — могли и ночью отправить. 

Первые две недели дистанта бедные учителя проводили за компьютером по 12 часов или больше. С красными глазами проверяли все задания и готовили планы уроков. Граница между рабочим и нерабочим временем стерлась. После мы уже поняли, что нужно ограничивать рабочий день, иначе он становился просто бесконечным.

Многие родители по всей стране в очень претенциозной форме говорили учителям о тех неудобствах, которые они испытывают во время дистанта, словно мы во всем этом виноваты. Но мы-то тут ни при чем. Не мы придумали коронавирус. 

Нам было не легче. Учителя очень скучали по детям. Мы буквально готовы были кричать: «Верните нам детей!» 

Дистант обнуляет все знания

Внимание детей, конечно, было сложно удерживать. Во-первых, не все приходили в «Зум» на урок, потому что то одно, то другое. Например, родители, которые работают, не могли проконтролировать, проснулся ли их ребенок вовремя и зашел ли он в конференцию. Также не у всех были необходимые гаджеты или их было недостаточно. Как в случае, когда в семье два ребенка и у них одновременно начинались занятия. 

Это все ухудшило качество образования, но при этом успеваемость улучшилась. Этот парадокс объясняется тем, что дети могли списать все что угодно. Отличников сразу стало больше. Но что кроется за этой отметкой? Дистант обнуляет все знания.

Ирина Алексеева, заместитель начальника управления образования Республики Саха (Якутия)

Отношение к дистанту

У нас люди в целом оказались не готовы к дистанту. Основной проблемой был менталитет маленького населенного пункта. Большая часть детей и родителей оказались не приспособлены к самостоятельному изучению предметов в формате дистанционного обучения. 

В чем видит главный минус

Очень сильно повлияла и плохая техническая оснащенность. Особенно в отдаленных регионах. Да, в центре России все хорошо, у них там нет проблем с Интернетом, но здесь во многих населенных пунктах это настоящая головная боль. Из-за плохой связи дети не могут нормально пользоваться платформами с вспомогательной информацией. 

12-часовой рабочий день и претензии родителей: как дистанционное обучение проходило в Москве, Омске и Якутске

В нашем регионе очень большая удаленность населенных пунктов друг от друга. До сих пор сохранились поселки, где отсутствует Интернет. О каком дистанте может идти речь в таких условиях? Я считаю, что подобный формат должен быть выборочным, а не повсеместным. Конечно, мы пытаемся выполнять требования — находим пути, обходим острые углы. 

Но и до, и после дистанта эти моменты будут доставлять неудобства.

Рекомендуем