Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

Не такие, как мы

У ксенофобии есть вполне логичное эволюционное объяснение. Она помогала нам выжить при встрече с чужаками. Каким образом? Человек с отличной от нашей внешностью мог нести угрозу: быть завоевателем, переносчиком болезней, к которым у нас нет иммунитета, носителем других ценностей и интересов, противоречащих нашему представлению о мире. По этим причинам браки и даже дружба с чужаками всегда осуждались и пресекались.

Кроме того, представители чужой национальности имели и отличную от нашей культуру, и другой образ жизни. Если они хотя бы частично не совпадают с нашей, то отторгаются на подсознательном уровне. Нам чужие ценности кажутся дикими, неприемлемыми, варварскими. Усугубляет непонимание и пропасть между нами и то, что мы говорим на разных языках. Как можно договориться или узнать кого-то, с кем мы даже двух слов сказать не можем?

С эпохой глобализации и развитием Интернета этническое разнообразие пришло к каждому. Даже к тем, кто этого не хотел и никогда не интересовался другими культурами. Нам говорят, что мы должны считаться с их особенностями и уважать их культуру, относиться к ним как к равным нам. Но эти постулаты вступают в противоречие с тем, что мы подсознательно чувствуем.

Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

Мнимая угроза нашим ценностям и нашему образу жизни со стороны пришлых вынуждает нас защищаться. Эта «угроза» становится особенно ощутимой, если люди, которым мы доверяем, говорят о том, что чужаки плохие и угрожают нам. К таким людям относятся органы государственной власти (в том числе и образовательные учреждения), известные личности (музыканты, ученые, спортсмены, журналисты) и близкое нам окружение (семья, друзья и так далее).

Усиливает проблему и «накачивание» гордости за собственную национальную идентичность, за счет чего пропасть между своими и чужими только увеличивается. В этих случаях ксенофобия, которая когда-то помогала нам выживать, становится инструментом манипуляций. Мы не просто с осторожностью относимся к людям другой национальности. Мы начинаем избегать их. Так из простых чужаков они становятся нашими врагами. Из конкретного человека кто-то становится обобщенным (и часто стереотипным) представителем определенной национальности.

Такое расчеловечивание приводит к тому, что представитель другой национальности становится объектом для нападок и насмешек со стороны других людей. Человека начинают травить за то, что он не может изменить, — за национальную принадлежность.

В особо запущенных случаях такая травля переходит в настоящую дискриминацию: людям определенной национальности отказывают в работе, выгоняют из институтов, не разрешают учиться в школе.

Как предотвратить травлю на национальной почве: подсказки психолога

Фото автора RODNAE Productions: Pexels

В идеале работа с травлей должна начинаться до того, как она возникнет. Мы не будем воспринимать чужаков врагами, если научимся понимать и принимать их культуру. Самое важное, что мы можем объяснить детям, — отличное от нашего мнение или другой взгляд на мир не угрожают их собственному. Наоборот, могут сделать его богаче и интереснее. Как мы можем это сделать? Только личным примером и обучением.

Если среди наших знакомых много людей разных национальностей и дети с детства видят культурное разнообразие, то вероятность того, что они будут к другим относиться враждебно, уменьшается.

Второй момент — это знакомство с разнообразием народов мира и их культур. Для этого можно смотреть национальные фильмы и мультики, читать сказки, историю, ходить в этнографические музеи, пробовать блюда разных кухонь и даже проводить тематические занятия в детских садах и школах. На таких уроках воспитатель вместе с детьми может изучать основы других культур, рассматривать национальные костюмы, рисовать узоры и так далее. Это поможет лучше понять других.

Это не значит, что мы должны показывать детям только другие культуры. Изучение собственной также поможет быть более толерантными. Изучение своего наследия поможет понять, откуда оно к нам пришло, как связано с другими странами мира и как трансформировалось под их влиянием.

Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Еще один важный момент — научить детей отличать поступок от человека и его качеств. В этом поможет литература, фильмы и книги. Смотрите, читайте, а потом обсуждайте героев, их поведение и мотивацию. Говори ребенку о том, почему люди совершают плохие поступки — что их на это толкает, почему так происходит, и почему иногда даже хорошие, на первый взгляд, тоже могут совершать их.

Если ребенок стал жертвой травли на национальной почве, необходимо поступать так же, как и во всех остальных случаях буллинга:

  1. Оказать ему поддержку и заверить, что ты поможешь ему справиться с ситуацией. Не говори, что ребенок должен терпеть или пытаться изменить себя. Национальность — это то, что принадлежит нам с рождения, и то, что мы не можем выбрать.
  2. Обратись к педагогу в школе или детском садике и обсуди с ним эту ситуацию. Опиши ситуацию и попроси его помочь тебе справиться с проблемой. Запишись на прием к директору или заведующей.
  3. Если педагог не реагирует, нужно идти дальше и обратиться к вышестоящему руководству. Обсуди с ними ситуацию и предложи решить ее совместными усилиями. Напиши заявление в управление или министерство образования, если школа или детский садик не готовы решить проблему.
  4. В крайнем случае переведи ребенка в другое образовательное учреждение и после перевода совместно с педагогами организуйте мероприятия по предупреждению травли.

Дети не могут самостоятельно выйти из буллинга. Им обязательно нужна помощь взрослых — педагогов и родителей. Если травля уже началась, необходимо провести несколько классных часов или встреч с родителями, на которых нужно обсудить ситуацию и ее последствия для всех участников этого процесса.

Также можно придумать внешкольные или внесадиковые мероприятия, которые помогут детям лучше узнать друг друга, например, организовать совместные походы в музеи или на пикник.

Рекомендуем