- Как научить ребенка делению
- Как просто объяснить ребенку деление с остатком
- Учимся делить в строчку
- Как объяснить ребенку двузначное деление
- Как объяснить ребенку деление столбиком
- Альтернативные способы
Любишь ты математику или нет, без нее никуда. Мы сталкиваемся с вычислениями каждый день, совершая простейшие операции по сложению, вычитанию, умножению и делению — в банке, магазине, транспорте. Несмотря на наличие калькуляторов в каждом смартфоне, важно уметь делать это без технических приспособлений, которые могут разрядиться и подвести в самый ответственный момент. Поэтому если у тебя есть ребенок, твоя обязанность — помочь ему разобраться с основными математическими действиями. Особенно большие трудности возникают с делением — не всегда учителям в школе удается уделить достаточно внимания каждому ученику, а ведь все воспринимают материал по-разному. Как объяснить ребенку деление чисел, чтобы он быстро понял и запомнил на всю жизнь.
Как научить ребенка делению
Теперь объясни ребенку основные термины деления. Общее количество конфет, которое нужно поделить, называется делимым. Количество людей, которым раздаем конфеты, — делитель. Количество конфет в руках у каждого после деления — частное. Тренируйся с ним на сладостях или, к примеру, монетах до тех пор, пока он безошибочно не станет определять, где какой элемент находится.
Второй этап — объяснить, что такое обратное действие. Вспоминаем, что деление — это действие, обратное умножению. И без знания таблицы умножения к делению лучше и не подступаться. Сначала объясни ребенку принцип обратного действия. Сначала это можно сделать на примере сложения и вычитания.
Когда он поймет этот принцип на примере сложения и вычитания, переходи к примерам на основе умножения и деления, используя его знание таблицы умножения.
Пройдись так с ребенком по всей таблице умножения — только постепенно, не за один день, чтобы он не устал. И когда будет отлетать от зубов, можно переходить к более сложным случаям.
Как просто объяснить ребенку деление с остатком
Объяснять понятие остатка тоже лучше сначала на примере с конфетами. Возьми 7 конфет и попроси разделить на троих поровну (мама, папа, ребенок). У каждого в руке окажется 2 конфеты, а одна будет лишней. Иначе, если отдать ее кому-то из участников деления, поровну не получится. Это и есть остаток. Записываем действие на бумаге:
Сделай так несколько раз с разными предметами, чтобы понятие усвоилось.
Учимся делить в строчку
Это удобно, когда нужно разделить двузначное число на однозначное без остатка. В этом случае легко часть действий сделать в уме. Например, 60 делим на 5. Сначала разделим первую цифру делимого (6) на 5. Получится единица плюс 1 в остатке. Этот остаток мы надписываем над шестеркой или запоминаем. Затем приписываем к ней вторую цифру от 60 — 0. Получается 10. Снова делим на 5. Получившуюся двойку пишем рядом с первым ответом. Наш результат — 12.
В этом случае нужно тренировать навык подбора — когда ребенок легко определяет ближайшее к первой цифре делимого число (оно должно быть меньше этой цифры), которое делится без остатка. Например, 80: 3. Здесь важно, чтобы он научится вспоминать таблицу умножения и быстро определять, что ближайшее к 8 меньшее число, которое делится на 3 без остатка, — это 6.
Как объяснить ребенку двузначное деление
В этом случае тоже можно попробовать начать с деления в строчку. На первом этапе выбирай примеры с делением без остатка. Здесь тоже тренируем навык подбора. Например, 36 нужно разделить на 12. Вспоминаем принцип обратного действия. Пробуем 2. 12 умножить на 2 — получается 24. Не подходит. Пробуем 3. Это наш результат!
Только после того, как все перечисленные способы будут освоены ребенком, и он станет решать такие примеры играючи, можно переходить к самому сложному — делению столбиком.
Как объяснить ребенку деление столбиком
Начнем с деления двузначного числа на однозначное. Например, нужно разделить 84 на 7. Записываем делимое, затем рисуем уголок, в верхней его части располагаем делитель. Частное будем записывать в нижней части уголка. Первую цифру делимого (если она равна делителю и меньше его) делим на 7. Ответ (1) записываем в правой нижней части уголка. Умножаем 1 на делитель (7) и получившуюся цифру 7 пишем под первой цифрой делителя (8). Вычитаем в столбик. Получившаяся единица — это остаток. Сносим к нему цифру 4 из делимого. Получается 14. Делим на 7. Результат (2) дописываем к первой цифре ответа. Умножаем 2 на 7. Результат (14) записываем в столбик и вычитаем. Если получится 0, мы разделили правильно.
Когда этот способ будет освоен, переходим к более сложному случаю — делению трехзначного числа на двузначное с остатком. Например, 183 делим на 15. Записываем так же: делимое (183) слева, рисуем уголок, в правой верхней части которого пишем 15. Первая цифра делимого (1) меньше делителя, поэтому для первого действия мы берем первые две цифры (18). Делим 18 на 15. Ответ (1) записываем в нижней части уголка. К остатку (3) сносим оставшуюся цифру из делимого. Получается 33. Делим на 15, итог (2) пишем в графу частного. У нас снова остаток 3, а сносить уже нечего. Тогда в частном ставим запятую (как бы занимаем десяток) и добавляем к остатку 0. Теперь 30 делится на 15 без остатка. После запятой пишем 2. Итого: 12, 2.
Только после того, как эти базовые способы будут освоены, можно дальше усложнять примеры.
Альтернативные способы
Второй способ — разложение. Его суть: нужно представить делимое в виде суммы чисел, каждое из которых точно делится на делитель. Например, нужно 90 разделить на 3. Делимое (90) можно разложить следующим образом: 30 + 30 + 30. Каждую из тридцаток делим на 3. Получаем три десятки. Складываем их. Итог: 30
Если ты сумеешь объяснить ребенку деление, можешь поставить себе как родителю твердую пятерку. А если сразу не выходит, не отчаивайся, помни о том, что нужно действовать постепенно и терпеливо. Ребенок не должен начать раздражаться и комплексовать. Чаще хвали его и убеждай, что у него все получится!