Немного предыстории: 24 апреля на НТВ вышла программа «Секрет на миллион» с Еленой Прокловой. Открыв финальный конверт, актриса призналась, что
Интересно при этом здесь другое — в комментариях к каждому первому посту на тему cобираются
Мы убрали из этой истории эмоции и нашли несколько вполне научных объяснений.
1 Патриархат
Большинство российских женщин
Отсюда же все эти «сама виновата», «нечего было ноги раздвигать» и «да какое отвращение к сексу, когда она на всех прыгала» в адрес Прокловой, поделившейся, в общем-то, одной из самых сложных для каждого человека (и, тем более, ребенка — а в 15 лет это еще совсем ребенок) вещей.
2 Эффект ореола
Дополнительно ситуацию усложняет то, что
Наш мозг в этом смысле устроен довольно примитивно: раз он успешен, значит он хорош. Разорвать стереотипные связи, когда вскрывается иное, не так просто. К этому можно прийти только через весь спектр эмоций, включая агрессию, отрицание, смирение — и только потом принятие.
Хотя фамилий, имен и времени действия никто не озвучивал, люди, которые в соцсетях ополчились на Елену Проклову, очень хорошо понимают, о таланте какого масштаба они говорят. И как раз поэтому им сложно даже помыслить, что такая величина может так низко упасть.
3 ПТСР
А еще есть такая штука, как
Другое дело, что для девочки нет особенной разницы в том, что происходит. При этом насилие может быть не только сексуальным: оно может быть психическим, физическим, моральным. И когда «взрослый дядя» просто берет тебя за талию, это тоже может восприниматься как насилие. Даже в том случае, если этот «дядя» ничего такого не имел в виду.
Но наша психика умеет блокировать негативные переживания, загонять их в глубины подсознания, откуда вытащить все это довольно сложно. И если Елена собралась и вытащила, то многие другие могли и не. Возможно, отсюда столько ненависти в адрес жертвы, а не насильника. Столько неоправданных обвинений и хейта, который сейчас называется модным словом «виктимблейминг».
Безусловно, это работает не для каждого случая — но это определенно одно из объяснений. Мозг будет пытаться оттолкнуть до последнего то, что, если осознать, что это происходило и с тобой тоже, окажется невыносимым.
4 Внутренняя мизогиния
Наконец, нельзя забывать о внутренней мизогинии — ненависти к женщинам. Этот пункт перекликается с первым, патриархальным, но выделить его отдельно все же стоит. В нашей стране (опять же, возможно, не только в нашей, но мы говорим про Россию, потому что знаем, что в ней происходит, и не знаем, что происходит «у них»)
Именно поэтому тех, кто не вышел замуж до 30-ти, считают несостоятельными. Даже если они построили карьеру, путешествуют по миру и вообще чувствуют себя на миллион, им кто-нибудь да скажет, что «ой, а кто же тебе стакан воды в старости поднесет» или «да, ребеночка бы тебе теперь».
Так внутри нас, даже если мы сами ого не подозреваем, формируется ненависть к женщинам. Если мы из тех, кто сидит дома с детьми и хранит домашний очаг, нас невероятно раздражают те, кто «уделывает» мужчин в бизнесе и даже не собирается замуж. А если, наоборот, мы шагаем по профессиональной лестнице и путешествуем семь раз в год (пандемия не в счет), нас как-то подергивает от «счастливых жен и матерей» с бесконечными фотографиями румяных пупсиков в инстаграме.
Возвращаясь к Елене Прокловой: она приняла на себя «праведный гнев» тех, кто тоже, может, хотел бы быть сумасшедше красивым в юности, сделать себе имя в кино и, что скрывать, крутить романы с женатыми и влиятельными мужчинами. Часть из тех, кто сейчас кидается в ее сторону словами на буквы «ш» и «п», определенно «просто завидует» и «с жиру бесится».
5 «Неправильный» феминизм
Ну, и последний пункт —
Российский феминизм развивался не поступательно, как это было на западе, а резко и порой с перегибами. Вот почему, когда на защиту актрисы Прокловой встают женщины явно феминистской направленности, включая богиню кулинарии Нику Белоцерковскую или Ларису Гузееву, это у многих вызывает отторжение.
Как бы там ни было, неправильно клеймить жертву за то, что она жертва. Как бы она ни была одета, как бы ни вела себя и что бы ни говорила, она