Фото: kevin laminto, Unsplash

Типы восприятия
Важно ли знать свой
Кто ты
Как строить коммуникацию с разными типами

Типы восприятия информации

С самого рождения в каждом из нас просыпаются органы чувств, с помощью которых мы воспринимаем мир. Среди них выделяются ведущий тип восприятия и второстепенные. От этого зависит то, каким способом ты лучше всего усваиваешь информацию.

Все знания, которые попадают к нам, перерабатываются с помощью доминирующей системы. Другие органы чувств также работают. Просто доминант «перетягивает одеяло на себя», но при желании мы можем прочувствовать всю палитру ощущений.

О различии типов восприятия заговорили еще в античные времена, когда философы анализировали особенности восприятия информации своими учениками. В XIX веке эта тема достигла определенного прорыва, когда активное развитие получила социальная психология. Но только в XX веке начали проводить тесты на определение типа восприятия.

Родоначальником стал школьный инспектор из Новой Зеландии Нил Флеминг. Он заметил, что у некоторых учеников возникают трудности с восприятием информации на слух. При этом они отлично усваивают ее в письменном виде. А другим важны практические занятия. Нил сделал предположение, что у каждого человека есть свой предпочтительный способ восприятия. Зная это, учитель может адаптироваться и повысить общую успеваемость в классе.

Сегодня наука разделяет людей даже не на три типа (как это было заявлено в 90-х гг. XX века), а на четыре: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. Каждый имеет свои особенности. От этого и зависит характеристика типов восприятия.

Визуалы

Они запомнят тебя в лицо с первой встречи, ведь их инструмент восприятия — глаза. Спроси их, в чем ты была одета при первой встрече, и визуалы назовут все безошибочно вплоть до мельчайших деталей.

Они отлично усваивают зрительные образы и вообще не запоминают на слух. При чтении книг они любят выделять понравившиеся цитаты маркерами, делать закладки на нужных страницах. Еще они просто обожают различные схемы и графики, фотографии, демонстрационные материалы. Именно эти инструменты лучше всего применять при обучении визуалов. На шум они могут вообще не обращать внимания.

Визуалы уделяют огромное внимание своей внешности и по такому же принципу оценивают собеседника. Им важно, во что человек одет, какие у него черты лица, как он двигается. Визуалы отлично считывают жесты и позы, умеют читать мысли по взгляду собеседника. Поэтому если ты хочешь произвести впечатление на визуала, позаботься об опрятности и контролируй свою физиологию.

А еще подумай об обстановке, в которой будет происходить коммуникация (они терпеть не могут беспорядок) и аргументируй все сказанное схемами и диаграммами.

Аудиалы

Фото: Elice Moore, Unsplash

Их не зря называют «большим ухом». Эти люди слышат все и вся. Их орган восприятия — слух. Именно через него они воспринимают основной объем поступающих сведений. Как определить аудиала? Им достаточно послушать книгу, чтобы запомнить главных героев (а вот при чтении книги они вообще могут ничего не усвоить).

Идеальный вариант для аудиалов — аудиобиблиотека и разговоры. Они плохо запоминают человека в лицо, но идеально улавливают любые оттенки голоса. Этим товарищам точно медведь на ухо не наступил: часто у аудиалов отлично развит слух. Они прекрасно ориентируются в музыкальных течениях, стилях, ненавидят, когда люди фальшивят (в музыкальном смысле слова).

Большинство музыкантов — аудиалы, и этим все сказано. Аудиалам крайне важно, с какой интонацией доносится информация. Они обожают рассылать и прослушивать аудио сообщения. Такие люди много говорят и являются хорошими рассказчиками. Это самый коммуникабельный тип людей, которые плохо ориентируются в пространстве, но отлично ориентируются в звуках. Они мало фокусируются на физических деталях: для них они не играют большого значения.

При усваивании важного материала для них физически необходима тишина. При общении с ними важно контролировать как свою интонацию, так и скорость говорения: аудиалы ненавидят беглую речь. Для них принципиально, чтобы человек говорил внятно и не повышал голоса. На них нельзя кричать.

Кинестетики

Для них мир — это то, что можно потрогать. Кинестетики воспринимают все окружающее на ощупь. Кинестетикам интересно, какая вещь на ощупь, какая у нее текстура, запах, вкус. Кинестетика можно определить по тактильности: они обожают обниматься, касаться собеседника. Вся палитра удовольствий для них связана с телесными ощущениями.

Если сравнивать их с аудиалами, кинестетикам важно не столько услышать человека, сколько приблизиться к нему. Поэтому в период карантина они страдали больше других. Кинестетики обожают эксперименты, практические занятия, делать что-то своими руками. Испытывают тягу к движению, ведь двигаясь, они лучше воспринимают информацию.

Они ненавидят бездействие: это как раз про них — «Движение — жизнь». Таким людям трудно долго удерживать фокус внимания на определенном предмете. Поэтому при обучении кинестетиков важно не замирать. Доверие кинестетика можно завоевать через совместную деятельность: приготовление пищи, уборку, тактильное хобби.

Они просто обожают подарки, сделанные своими руками. Информацию лучше всего воспринимают через графику: так что им лучше не писать или озвучивать желания, а нарисовать их.

Дигиталы

Об этом типе восприятия говорят не так часто, как о трех других. Да и людей, принадлежащих к нему, не так много. Для дигиталов главенствующий тип восприятия — это мозг. Они все анализируют, планируют, пропускают через голову.

Очень часто дигиталы ведут диалоги с самим собой. При этом исследователи уверены, что по мере развития современных технологий дигиталов будет все больше. Количество поступающей информации с каждым днем растет, люди вынуждены подключать мозг, чтобы «процеживать» ее. Дигиталы доверяют здравому смыслу больше, чем интуиции.

Они отлично обучаются, имеют предрасположенность к точным наукам, программированию. При разговоре с ними почаще демонстрируй схемы, планы, все логические цепочки. Дигиталы терпеть не могут пустую болтовню: так что с ними говори только по делу, не бродя вокруг да около. И побольше цифр, схем, фактов.

Нужно ли четко знать свой тип восприятия

Фото: Jackson David, Unsplash

Однозначного ответа нет. С одной стороны, когда ты знаешь свой тип восприятия, тебе проще двигаться по жизни: ты понимаешь, как наиболее эффективно ты сможешь усвоить новые знания. Некоторые ученые даже предлагали разделять учеников в школе и высших учебных заведениях именно по такому признаку во благо успеваемости.

Но реального доказательства того, что данное разделение будет эффективным, нет. Кроме того, при подобном разделении у человека могут купироваться другие органы восприятия. Намного более эффективно будет развивать все органы чувств, чтобы быть гибким и эффективным в современном мире.

Как понять, к какому типу восприятия ты относишься

Если ты решишь узнать больше о своем типе восприятия, просто понаблюдай за собой в течение дня. Когда к тебе обращаются с определенным вопросом, что происходит с твоим сознанием? Начинаешь ли ты рисовать определенную картинку? Или же ты думаешь, какой на ощупь тот или иной предмет, вспоминаешь ароматы, текстуру?

Важно ли тебе то, как звучит та или иная ситуация либо же ты целиком и полностью погружаешься в логику? Проанализируй: это поможет тебе узнать себя лучше.

Как строить диалог с визуалами, аудиалами, кинестетиками, дигиталами

Существуют определенные коммуникационные особенности, которые обращены к каждому типу восприятия. Так, при разговоре с визуалами лучше почаще использовать соответствующие глаголы, вроде «посмотри», «видишь», «мне кажется».

Разговаривая с ними лучше жестикулировать, описывать образы. Еще важно сохранять дистанцию при общении с визуалами: они не жаждут обняться со всем миром (что характерно для кинестетиков). Не нужно нарушать их личное пространство, только если визуал сам не сделает шаг тебе навстречу.

Что касается аудиалов, они обожают, когда собеседник строит речь правильно, без штампов и сквернословия. При разговоре с ними можно смело употреблять такие слова, как «я слышал», «расскажи мне», «услышь меня». Используй качественную музыку, приглуши посторонние шумы, и тогда аудиал будет просто покорен.

У кинестетиков все наоборот: им совершенно неважно, что ты говоришь и какое музыкальное сопровождение используешь, ведь они больше по прикосновениям. Поэтому в беседе с ними лучше всего использовать описательные слова, вроде «мурашки по коже», «ощущаю», «чувствую». С ними можно не скрывать эмоций и говорить о своих чувствах.

При этом не стоит сразу заключать кинестетика в объятия. Сначала вам нужно стать ближе, а вот когда кинестетик начнет тебе доверять, тогда уже допустимы прикосновения. Не поддавайся соблазну сразу нарушить личное пространство кинестетика.

В беседе с дигиталами нужно наоборот отключить эмоции и включить логику. Они терпеть не могут абстракцию. Лучше расскажи им о конкретном плане действий.

В современном мире деление по типу восприятия не совсем объективно: человек черпает знания отовсюду и любыми путями — аудиально, визуально, через прикосновения и прокаченную логику. Но если твоя задача — подобрать ключик к собеседнику, просто понаблюдай за ним и заговори на его языке.

Рекомендуем