Нас обманывали: что не так со сказками и фильмами, которые мы смотрели в детстве

27.05.2023

В нашем детстве были сказки, мультфильмы и фильмы, которые мы очень любили. Они были одним из методов обучения и установки жизненных ценностей и учили отличать зло от добра. Однако были в них некоторые нюансы, на которые в детстве мы не обращали внимания.

Кадр из мультфильма «Русалочка»

В детстве наше сознание воспринимало буквальный смысл сказки или фильма как выдумку: мы сочувствовали сказочному герою, отождествляли себя с ним, но, даже когда узнавали свою проблему, думали: «Это не обо мне, это „понарошку“».

Бессознательное же «верило» услышанному и задавало нужную программу изменений в поведении, перестройке ценностей, взглядов и позиций.

Но всегда ли взрослые задумывались о том, какую роль играет сказка в формировании жизненных установок ребенка? Задумываются ли сейчас родители над смыслом сказок? Ниже ты узнаешь, почему некоторым детям нравился образ сказочной Снежной Королевы, из-за чего у Золушки проблемы в браке, и каким образом сказка о Русалочке противоречит христианским ценностям.

«Колобок» с плохим финалом

Если посмотреть на эту сказку на очень примитивном уровне и читать ее малышам, то она может иметь на них, скорее, негативное влияние, чем положительное. Малыш привязывается к положительному герою Колобка, идентифицирует себя с ним, а затем в конце его съедает Лиса. Получается, что ребенок остается без «хэппи энда».

Сказка учит не доверять чужакам, но это не очевидно для маленького ребенка. И поскольку «Колобка», как правило, читают в очень раннем возрасте, когда малыш контактирует только с родителями, он понимает, что, если мамы нет рядом, и я остаюсь один, меня могут «съесть».

Отсюда в дальнейшем у некоторых особо впечатлительных детей может возникнуть недоверчивость, боязнь переезда от родителей, нежелание взрослеть и сепарироваться.

Слишком терпеливая «Золушка»

Кадр из мультфильма «Золушка»

«Золушка» — сказка о девочке, у которой был отец-подкаблучник, он не смог защитить свою дочь от новой жены, позволил ее обижать. Девочка, которую постоянно унижают, а «беспозвоночный» отец не способен за нее заступиться, скорее всего, будет иметь аналогичный нездоровый образ своего будущего мужа.

Персонаж феи говорит о вере в чудо, которое в конечном итоге случается с теми, кто много, усердно работает и терпит незаслуженные обиды, что нельзя назвать правильной позицией с точки зрения психологии.

Сколько мы знаем выгоревших на работе людей, которые брали на себя непомерную ношу и не могли постоять за себя. В итоге «волшебства» с ними так и не случилось, а вот невроз и обиду на мир они себе заработали.

Суицидальная «Русалочка»

В сказке «Русалочка» мы наблюдаем несколько нарушений законов развития. Прежде всего, главная героиня отказывается от своего племени. Ни в одной народной сказке такого нет и не может быть, так как если человек отрывает себя от корней, то перестает существовать как полноценная личность.

Кроме того, оригинальная сказка Андерсена заканчивается суицидом: Русалочка прыгнула в море и превратилась в морскую пену от безответной любви. Здесь даже ничего не нужно объяснять, смысл и подтекст и так понятны.

Холодная «Снежная королева»

Кадр из фильма «Снежная королева»

«Снежная королева» в одноименной сказке играет роль мамы, которая не умеет любить и эмоционально закрыта, холодна к ребенку. Она сделала Кая удобным для себя.

Малыши часто неосознанно примеряют роль Снежной королевы, когда в реальной жизни уже успели пораниться о любовь близких людей. Воспроизводя этот образ, ребенок пытается не чувствовать, что его не любят, не обращают на это внимания и т. п.

Во взрослой жизни это чревато эмоциональной отстраненностью, холодностью, закрытостью, накапливанию чувств и эмоций внутри себя, что разрушительно действует на личность. Также такой человек становится холодным, расчетливым и ранит других.

Бедность как норма жизни

В большинстве сказок главные герои — бедняки. И эта информация заседает в детском подсознании. Например, в сказке об Ивасике-Телесике фигурируют бедные родители, которым он ловил рыбу. В сказке про Колобка бабе с дедом вообще нечего было есть. «Сказка о рыбаке и рыбке» — это тоже сказка о бедности и нищете: «Старуха сидит у разбитого корыта...».

Почему на старости лет герои жили в такой нищете? Это же определенным образом программирует и наше представление о пенсионном возрасте. Почти все герои сказок постоянно страдают, терпят несправедливость и обязательно живут бедно. Не лучший вариант для записи в «бессознательное», программирования поведения и перестройки ценностей.

Сказка — ложь, да в ней намек...

Кадр из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказки учат не через интеллект, а через эмоции. Достоверно установлена связь между некоторыми основными ценностными установками взрослых людей с тем, какую сказку они больше всего любили в детстве.

Сказка — это основа духовной пищи ребенка, неотъемлемая часть фундамента его будущих представлений о мире, совершенно особый язык и особый мир. Сказки — это разные сценарии человеческих жизней.

В детстве для нас сказка была первым источником представлений о том, что такое добро, а что такое зло, не в значении примитивно-бытового «хорошо-плохо» (это мы усваивали в повседневном общении с родителями), а именно в морально-этическом плане.

Ведь другим способом было очень сложно передать представление об этих понятиях ребенку дошкольного возраста. Детям непременно нужно читать сказки, но при этом показывать, о чем на самом деле говорит та или иная история. Кроме того, необходимо учить их анализировать действия героев, а не просто делить на хороших и плохих.

Также стоит помнить, что большинство сказок были написаны давно, когда царили другие времена с другими нравами. Сказки можно изменять и додумывать так, чтобы они формировали лучшие «сценарии» будущего ребенка. Думать о том, что мы говорим, и какую программу это может заложить в бессознательном наших детей. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».