Источник здесь и далее: pixabay.com

Мы делимся в вами реальными историями и вопросами наших читателей. Комментирует психолог Вера Гуляева.

Дети своих родителей

Дети очень зависимы от мнения и настроя значимых для них взрослых. Давать наставления или прямо говорить: «Ты пойдешь учиться на филфак!» — дело неблагодарное. Скорее даже, сказав такое подростку, вы столкнетесь с бурей эмоций, отторжения и ребенок пойдет куда угодно, только не на филфак. Чаще мечты родителей о профессии ребенка исполняются иначе… Личный пример, вдохновенные беседы, поощрение «правильных» увлечений — все это может в конечном итоге повлиять на выбор профессии. Если девочка в поисках внимания папы заинтересуется тем, как он чинит унитаз, а папа, в свою очередь, уделит ей время, все расскажет, покажет, научит, похвалит, то дочка усвоит — делай как папа, получишь и внимание, и похвалу. Очень скоро это становится правилом.

Часто говорят о том, что единственные девочки в семье, которые чувствуют и знают, что папа хотел сына, изо всех сил стараются выполнить программу максимум: «и за себя, и за того парня», как говорится. Пожалуй, в этом есть правда, ведь детям очень хочется получить внимание (а еще лучше — поощрение, признание!) родителей любой ценой. Хорошо, когда удается заполучить внимание не из-за того, что ты плохо себя ведешь, а за реальные хорошие дела. Бывает ведь и наоборот…

Иногда случается и так, что ребенок делает какой-то вывод на основе увлечений или оценочных суждений родителей: «Папа восторженно смотрел на телеведущих, поэтому я пошла учиться на диктора» или «Мама всегда считала, что профессия программиста — профессия будущего. Она говорила, что для этого нужен особый склад ума, много трудиться, но и платят им хорошо, поэтому я решила, что непременно стану программистом!». Родители по-разному, но все же очень влияют на нашу жизнь, ориентиры и ценности.

Ощущение нереализованного потенциала может быть и у тех, кто выбрал профессию по душе и по складу ума. Это не всегда означает, что выбор сделан неверно, даже если есть ощущение, будто выбор был предопределен. Иногда стоит отделять работу от призвания: пусть первое будет для заработка, а второе — для души в виде хобби или увлечения. Иногда это очень даже хорошо для душевного баланса.

Жизнь на адреналине

Судя по тому, сколько экстремальных увлечений было в жизни Марины, можно смело говорить о том, что она большая любительница адреналина. Сегодня есть специалисты, которые говорят о так называемом «адреналиновом типе личности», относя туда активных, целеустремленных людей. Необязательно при этом женщины этого типа занимаются экстримом, но совершенно точно они не сидят в должности бухгалтера. Таким женщинам нужна активность, достижение целей, и лучше, чтобы все это было связано с риском и опасностью. Часто им бывает недостаточно нервной, напряженной работы — в свободное время они занимаются спортом, ходят в походы, покоряют горные вершины. 

О теории типов личностей можно поспорить, а вот спорить с тем, что на адреналин можно «подсесть», я бы не стала. Адреналиновая зависимость существовала всегда. Рассказываю, как это работает.

Адреналин вырабатывается в надпочечниках в ответ на стрессовые, страшные, связанные с риском, ситуации. Что происходит с человеком? Он становится максимально сконцентрированным, чувствует небывалую ясность ума, физическую силу, даже некую мощь. Это древний механизм выживания: чтобы справиться с опасностью, организм подключает все ресурсы.  После уже, когда стрессовая, экстремальная ситуация заканчивается, человек справляется с ней, вырабатываются эндорфины, которые приносят чувства глубокого удовлетворения, всеобъемлющего счастья, граничащих с эйфорией. Вот именно за такой последовательностью ощущений и «гонятся» адреналинщики.

Не пропустите

Совсем необязательно за таким удовольствием лезть на гору, сплавляться по горной реке или прыгать с парашютом. Некоторые женщины идут работать, например, спасателями, врачами скорой помощи (медицина катастроф), военными журналистами, следователями-криминалистами. (Кстати, людей из преступного мира тоже можно отнести к адреналинщикам).

Тяжкий труд

Пожалуй, эта история настолько показательна, что и добавить в ней нечего — работают некоторые женщины для того, чтобы содержать семью. И выбирают из того, что есть, лишь бы платили хорошо да уважали. Посмотрите, с каким восхищением уже взрослый мужчина рассказывает об этих труженицах.

Почему же не мужчины, мужья, стояли под палящим солнцем, размахивая кувалдой? Думается, что им больше нравилось сидеть в это время где-нибудь в тени, потягивая пенное пиво, которым они запивали что-то покрепче. А почему бы и нет? Жена поворчит, поругается, но тарелку супа нальет, на папиросы денег даст, да и носки выстирает.

К сожалению, несколько десятилетий назад не было большого выбора на рынке труда — хватались за любую работу. Женщины утром вставали до рассвета, занимались домом, двором, скотиной, потом на работу шли, чтобы вечером накормить детей, в том числе тех, что им «подарила» свекровь. А эти великовозрастные дети не только не взрослели, но и еще больше впадали в инфантилизм, со временем и вовсе теряя человеческий образ. Наверняка и сегодня где-то на железнодорожных путях, в котельных, на складах угля работают такие же женщины. Это вечная история.

Созависимость — вот имя семейной болезни, вынуждающих женщин брать не себя буквально все, в том числе тяжелую работу, лишь бы обеспечить семью. Почему женщины оказываются в этой ситуации? Причин созависимости много: это и воспитания, при котором нарушались личные границы ребенка, и насилие в детстве, и запрет на выражение чувств. Кроме того, в России сильны и социальные стереотипы: «бьет — значит любит». Вот женщины и идут на все, лишь бы сохранить свой брак. Возможно, даже выбор профессии и работы идет по принципу: «Дайте мне что-нибудь потяжелее», только бы не было сил думать, переживать, только бы «убиваться» на работе так, чтобы на страдания даже не было сил.  

Рекомендуем