Причины возникновения конфликта и как на него реагировать
Если общение с руководителем регулярно несет критику, недовольство или даже оскорбления — обрати внимание на свое состояние.
Чаще всего причиной конфликта становится некачественное выполнение работником поставленных задач, что может привести к внешним рискам для компании. Однако бывают и другие мотивы возникновения подобных ситуаций.
1. Адресная критика без перехода на личности один на один
Если сотрудник постоянно совершает одни и те же ошибки, нарушает сроки или просто не справляется со своими задачами — руководитель может вполне обоснованно проявлять свое недовольство.
-
Не пропустите
2. Личная неприязнь к работнику
Когда руководитель старается задеть подчиненного при каждом удобном случае, выпускает свой негатив и делает это демонстративно и публично — вероятно, он старается выжить работника из компании. В такой ситуации человек будет получать трудновыполнимые задания с расплывчатыми формулировками, а каждый недочет будет обязательно вызывать очередную волну критики.
3. Некомпетентный руководитель
К сожалению, такое встречается часто.
Как реагировать при возникновении конфликта с руководителем
В первом случае работнику стоит проанализировать замечания и улучшить свои навыки. Также можно обсудить с начальством возможность смены участка работы на более подходящий компетенции сотрудника.
Важно постоянно тренировать в себе состояние внутренней силы и уверенности, развиваться и повышать свою экспертность. Природа человека такова, что чаще всего в качестве жертвы для конфликта люди выбирают более слабых по духу и неуверенных в себе оппонентов. Мало кто осмелится нападать на сильного человека, поэтому нужно взрастить в себе некую устойчивость.
-
Не пропустите
Как вести себя в момент конфликта и кто может помочь
Самое главное — это соблюдать спокойствие. Даже если внутри все кипит, нужно сделать глубокий вдох и выдох, чтобы привести себя в равновесие.
Когда наступит очередь работника обозначить свою точку зрения — нужно не оправдываться, а четко привести факты и сведения, касающиеся рабочей стороны вопроса. Спокойный диалог поможет определить сроки и варианты решения конкретной задачи.
Надежда Баушева выделяет два способа урегулирования конфликта:
- Разговор с руководителем. Нужно честно спросить о причинах такого негативного отношения в свой адрес. Также можно сформулировать вопрос: «Как я могу исправить эту ситуацию, т. к. ценю свое место в компании, а постоянные замечания мешают мне выполнять свои обязанности качественно и в полной мере?»
- Если же возможности поговорить нет, либо этот вариант не сработал — лучше обратиться за помощью к психологу или коучу.
Любой конфликт в нашей жизни направлен на взращивание и усиление в нас каких-либо внутренних качеств, чаще всего уверенности и внутренней самоценности. Как только они будут усилены — ситуация изменится.
Также Надежда отмечает, что помощь со стороны коллег вряд ли будет эффективной, ведь рядовые сотрудники не имеют влияния на начальство.
Как не стать участником конфликта
- В отношениях с руководителем важно быть невозмутимым, а также качественно выполнять поставленные задачи и соблюдать правила корпоративной этики.
- Если возникают сложности, нужно вовремя задавать уточняющие вопросы и не стесняться.
- На рабочих встречах стоит высказывать свою точку зрения без эмоций или повышенного тона, даже если ты уверена в собственных суждениях.
- Не нужно вмешиваться в конфликт между коллегой и руководством — ты никогда не можешь знать всех нюансов возникновения этой ситуации. Иначе есть риск ухудшить отношения с начальством.
- Единственный случай, когда уместно вмешаться в спор — если ты сама являешься руководителем. В конфликте между твоим подчиненным и вышестоящим руководством важно выяснить у сотрудника все нюансы. Нужно совместно найти решение, чтобы ситуация не повторялась в дальнейшем.
Практически в любом коллективе возникают различные ситуации.