Источник: t.me/atomicheartofficial

Релиз Atomic heart (с англ. «атомное сердце») состоялся 21 февраля 2023 года. В первые же часы компьютерную игру в жанре шутер от первого лица оценили тысячи пользователей, а сюжет разлетелся на цитаты и мемы. На форумах стали обсуждать концепцию «стрелялки», героев и супер реалистичную графику. В общем, приключенческий боевик с открытым миром, созданный российскими разработчиками, попал в целевую аудиторию.

Из нашей статьи ты узнаешь о феномене Atomic heart — почему шутер так понравился геймерской аудитории, какие приколы игры влюбили в себя больше всего и, конечно, о ребятах, которые в 2023 году навсегда вписали себя в историю индустрии компьютерных игр.

О разработчиках Atomic heart

Atomic heart (правильно произносить с ударением на «о») — это первый и пока единственный проект российской студии Mundfish. Компанию в 2016 году основали трое друзей — Роберт Багратуни (президент), Евгения Седова (финансовый директор) и Артем Галеев (арт-директор). Но обо всем по порядку. 

Идея сделать игру-антиутопию, где действия будут разворачиваться в кибер Советском Союзе, появилась в 2012 году. Тогда Галеев сделал эскизы первых персонажей и графических сюжетов. В интервью РБК в 2019 году Галеев отмечал, что скрывал ото всех свою разработку, потому что «в российском обществе компьютерные игры сравнивают с мастурбацией или максимальным тунеядством». 

На тот момент Багратуни и Галеев уже были знакомы больше 10 лет, но Роберт, как другие, был не в курсе, какие планы вынашивает Артем. Хотя его также привлекала компьютерная графика. Интерес к этому направлению форсировал кризис в рекламной индустрии, где Багратуни работал несколько лет. Тогда Роберт увлекся геймдевом, или разработкой игр, и устроился в компанию Newmedia Stars (выпускала игру «Дозоры. Запрещенная игра»). Там он познакомился с Евгенией Седовой, главой отдела компьютерной графики.

Пока Галеев придумывал будущую Вселенную «Атомного сердца», Багратуни и Седова в 2016 году сделали общий проект — создали аудиомикшер для iPad MixxMuse. Чтобы поддерживать и развивать программу, нужны были официальные лицензии, которые стоили больших вложение. Из-за отсутствия возможности купить права проект перестали обновлять и вскоре потеряли к нему интерес. В том же 2016-м Багратуни, все еще мечтавший открыть свою геймдев-компанию, увидел первые наработки Галеева. 

«Когда Артем показал свои концепты, у меня, скажем так, немножко отвисла челюсть. Мы поняли, что именно это и станет новой игрой», — цитирует РБК Роберта.

Такое совпадение таланта и амбиций в итоге привело к созданию студии Mundfish. Уже в 2018-м году друзья выпустили первый трейлер «Атомного сердца».

Пользователи Сети тепло приняли проект — соцсети заполонили перепосты трейлера шутера. Вовлеченные в сценарий юзеры сыпали предположениями, удастся ли разработчикам довести игру до релиза в таком же крутом качестве — «не сдуются» ли они. Mundfish не сдулись, но первоначальный год запуска «Атомного сердца» все же перенесли — с 2020 на 2023 год. Позже в своем официальном Телеграм-канале авторы игры опубликовали, сколько человеко-часов у них ушло на шутер за последние 5 лет. 

После разработчики поправили сами себя, отметив, что работали не по 8, а по 16 часов в день.

В 2022 году выпустили второй трейлер, который отметился необычным саундреком — фоном играла «Музыка нас связала» группы «Мираж». Однако возникли разногласия с компанией «Топ7», представлявшей интересы композитора Андрея Литягина, — автора хита. Организация запретила использовать трек, потому что разработчики вставили в трейлер измененную версию композиции — в «Топ7» давали добро на другой вариант. В итоге «Атомное сердце» осталось без «Миража» (или наоборот). С другими саундреками проблем не возникло, о них мы расскажем отдельно.

«Мирный атом — сердце робота!»: сюжет игры

В финальной версии Atomic heart действия разворачиваются в альтернативной истории СССР 1955 года. Но изначально речь шла о 30-х годах. В остальном концепция осталась прежней. Игрок погружается в Советский Союз после технической революции — на пике прогресса. Роботы под руководством ученых строят идеальные города, создают объекты культуры и помогают в исследовании мира и покорении стихий.

Дополняют антиутопию классическая советская эстетика с адаптированными плакатами-лозунгами. Например, такими: «Мирный атом — сердце робота!». С первых минут визуальный ряд и отечественные хиты 80-х на фоне затягивают в альтернативный СССР — поражаешься, как же круто все придумали, узнаешь в интерьерах «прошлого будущего» бабушкин сервиз или те самые ковры. 

Atomic heart: в чем феномен российской компьютерной игры об альтернативной истории СССР (видео)
Источник: t.me/atomicheartofficial

О том, что игра в жанре «шутер», или «стрелялка», вспоминаешь только через 20-30 минут. Когда в работу вступает активная фаза сюжета — твой персонаж погружается в изнанку идеального мира.

Так звучит основная миссия: 

«Гражданские роботы, призванные помогать людям, восстали против своих создателей. Секретные эксперименты ученых стали результатом появления ужасных монстров-мутантов. Гигантские машины и кровожадные существа — все они станут преградой на пути к выполнению секретного задания. Необходимо приложить немало усилий и изучить каждого из опаснейших противников, чтобы не стать для них легкой добычей. Чтобы достигнуть цели, тебе придется изучить каждый уголок секретных лабораторий, исследовательских центров и научных полигонов, узнать, какие эксперименты проводили ученые, и каких результатов смогли достичь».

Выполнять задания игроки по всему миру будут от лица майора Сергея Нечаева — ветерана Второй мировой войны и агента советской разведки, который действует под кодовым именем «Агент П-3». Д...
Выполнять задания игроки по всему миру будут от лица майора Сергея Нечаева — ветерана Второй мировой войны и агента советской разведки, который действует под кодовым именем «Агент П-3». Других персонажей в «Атомном сердце» выбрать нельзя. 

В его распоряжении модифицируемое оружие ближнего и дальнего боя — это могут быть как топоры, так и различные автоматы. Также в игре есть система крафтинга, которая позволяет Нечаеву, то есть игроку, собирать оружие из подручных средств. В том числе, отрывать части обезвреженных роботов.

Источник: t.me/atomicheartofficial

Основное место действия — это «Предприятия 3826», главный научно-исследовательский центр Союза по производству роботов. Изначально Нечаева туда доставили с другими целями, но условия изменились, когда в системе произошел сбой, и роботы восстали против людей. Произошло это, конечно, неслучайно, а с помощью героя-антагониста. 

Для кого это игра

Совершенно точно играть в «Атомное сердце» могут только люди старше 18 лет. В шутере не только много агрессии и жестокости, но и есть сексуализированные роботы, а также недвусмысленные диалоги. Так что детям такая игрушка не подойдет, а вот взрослым 100% понравится.

4 основные причины культурного феномена Atomic heart

Вот мы и дошли до главного — причин невероятной популярности, которая сделала российскую компьютерную игру хедлайнером в индустрии. Первое, что приходит в голову в пользу шутера — это высокое качество графики и гиперреализм. На этом авторы «стрелялки» сами делают ключевой акцент. С картинкой в «Атомном сердце», действительно, все шикарно — в процессе игры постоянно хочется разглядывать созданный мир. Удивляет, как точно разработчики передали нюансы футуристических интерьеров и проработали образы персонажей. 

Но, честно говоря, хорошая графика есть во многих современных играх. Однако не всем удается «залететь» настолько хорошо. Мы выяснили, что же еще зацепило пользователей — проанализировали последние новости и обсуждения на форумах и на их основе составили свой список причин. 

1. Мемность

Один из критериев успеха проекта в нынешнее время — это его мемность. Что это значит? Сейчас объясним. Если в в Сети на некий продукт — игру, новый логотип или концепт — после релиза начинают придумывать ироничные вариации, значит, проект заметили. Звучит странно звучит, но иногда маркетологи сами запускают провокационный контент, который точно зацепит пользователя. Это самый простой способ «завирусить» продукт — сделать так, чтобы о нем говорили везде. 

Atomic heart в этом смысле не пришлось намеренно создавать ажиотаж. Атмосферный сеттинг Советского Союза в альтернативном прошлом, обилие объемных и колоритных персонажей сами с этим справились. Буквально с первого трейлера «Атомное сердце» растащили на визуальные цитаты. 

Больше всего пользователей зацепили роботы-близняшки — фигуристые киберкрасотки с прической в стиле Юлии Тимошенко. В игре они появляются редко, но первое же упоминание сделало их чуть ли не ядром «Атомного сердца». Отдельно им посвятили несколько тизеров, которые окончательно утвердили за роботами статус новых компьютерных секс-символов. Подтверждением их популярности стали косплеи (перевоплощение) в этих персонажей. 

Atomic heart: в чем феномен российской компьютерной игры об альтернативной истории СССР (видео)
Источник: t.me/atomicheartofficial

На фото: слева компьютерная версия, справа — супер-реалистичный косплей. Сами создатели игры отметили, что пока это самое лучшее перевоплощение в близняшек. 

Кстати, прототипом фигуры одной из близняшек стала балерина Большого театра Анита Пудикова. Она подарила персонажу не только свои формы, но и движения. 

Также уже нашлись игроки, которые увековечили образ роботов на себе. 

У близняшек есть своя миссия — и это не только украшательство игры. Разработчики заложили в их библию персонажа драматическую предысторию. По легенде, р...
У близняшек есть своя миссия — и это не только украшательство игры. Разработчики заложили в их библию персонажа драматическую предысторию. По легенде, роботы-балерины — это в прошлом реальная девушка-спецагент, погибшая на задании. Врачи кибервселенной пытались ее воскресить, но не вышло.

Однако в процессе «оживления» ее сознание раскололось надвое, поэтому ученые решили увековечить умирающую девушку в виде двух роботов-балерин, которые до этого простаивали неактивированными в местном театре.
Источник: t.me/atomicheartofficial

Уверены, что это не первое и не последнее тату, сделанное фанатами. 

О всех персонажах игры в подробностях создатели «Атомного сердца» рассказывают в своих соцсетях. Разработчики объясняют предысторию героя, раскрывают его качества, на которые в игре не сразу обращаешь внимание, и многое другое. В общем, изучение мира альтернативного Союза — это отдельный интересный квест.

2. Пасхалки

Также авторы встроили в игру множество пасхалок. Так называют отсылки создателей продукта к реально существующим событиям или другим проектам. В случае с Atomic heart разработчики оставили, в том числе «приветы» с пугающих детских площадок в России. Покрышки и другой хлам, оформленный в виде слоников и котиков, сами по себе стали отдельным приколом, поэтому их интеграция отлично сработала. В отдельной статье мы рассказывали о 15 детских площадках, от которых мороз по коже. 

Atomic heart: в чем феномен российской компьютерной игры об альтернативной истории СССР (видео)
Источник: скрин из игры Atomic heart

Есть отсылки к музыкальной и игровой сферам. Например, в одном из моментов Нечаев читает историю о некоем студенте-барде по фамилии Горшенев, который набрел на хижину лесника. Эта пасхалка посвящена группе «Король и Шут» и их песне «Лесник». Солиста КиШа звали Михаил Горшенев. 

Любители компьютерных игр также без труда считали отсылку к пошаговой стратегии «Герои меча и магии 3». Проявляется она во фразах перчатки главного героя, которая предупреждает его об опасностях. Так что игрокам, особенно из нашей страны, интересно изучать ретро-футуристичный мир еще и в этом контексте. Как говорится, «кто знает — тот поймет».

3. Музыка

Третий кит «Атомного сердца» — это, конечно, саундтреки. Внедрение в сюжет советских хитов в первые же дни после релиза игры доставили их прямиком на вершины музыкальных стриминговых сервисов. Больше всего людям понравился фонк-ремикс «Комарово». В конце февраля 2023 года трек поднялся на вторую строчку чарта по прослушиваниям в «Яндекс.Музыке». В приложении «VK Музыка» оказался на 17-м месте, также высокие показатели по прослушиванию были на SoundCloud — более 12 тыс. раз за неделю. В начале марта весь альбом из Atomic heart занял первое место в российском Apple Music.

Фонк — это музыкальный жанр, который относят к хип-хопу. Его особенность — в сочетании разных звуков и их последующей компьютерной обработке. 

Atomic heart: в чем феномен российской компьютерной игры об альтернативной истории СССР (видео)
Источник: t.me/atomicheartofficial

Через месяц после выхода игры на въезде в город Комарово поставили соответствующий баннер. 

Тех, кто знал эту песню в исполнении Игоря Скляра, спевшем ее в 1985 году, — композиция окунула в ностальгию. Поколение, которое родилось сильно позже, просто узнало о существовании такого хита и с удовольствием подхватило его. Также вторую жизнь Atomic heart дал таким песням, как «Трава у дома» в исполнении ВИА «Земляне», «Арлекино» Аллы Пугачевой и «Стоят девчонки» Гелены Великановой. Так что возможно, зря в 2022 году правообладатели песни «Музыка нас связала» группы «Мираж» воспротивились — сейчас могли бы пожинать плоды новой волны популярности.

4. Тайны и секреты

Тайны, интриги и неожиданные открытие — беспроигрышная и неотъемлемая часть многих современных игр. «Атомное сердце» — не исключение. Нечаеву придется найти ловушки, решить головоломки и пройти препятствия, которыми начинены секретные предприятия. Все путешествие сопровождается короткими, но познавательными или веселыми диалогами, которые помогают лучше вжиться в героя и погрузиться в мир. На официальном YouTube-канале игры публикуют видео, где рассказывают о навыках и технике, которые помогут Нечаеву продуктивнее бороться с врагами. Например, есть возможность использовать телекинез.

Все это и аспекты, которые не попали в поле нашего зрения, притянули к Atomic heart геймеров и людей, далеких от компьютерных игр. 

«Какой-то немыслимый срок и немыслимое количество энергии было израсходовано для запуска этого проекта. И вот наконец этот день наступил. Честно говоря, оглядываясь назад, в далекий 2017, когда мы начинали, и в 2018 — когда игра хайпанула на весь мир, чувствую странные ощущения. Осталось несколько месяцев и весь мир увидит что мы там наворотили, это все станет достоянием, любой сможет потрогать, пощупать то что творилось у нас в головах все эти годы... :)», — написал Роберт Багратуни за 4 месяца до выхода игры (орфография и пунктуация сохранены) 

И в итоге силы, вложенные в разработку, себя оправдали — люди «пощупали», «потрогали» и крепко влипли в сюжет и атмосферу.

Российский геймдев давно не выдавал игр на столь крутом уровне. Это, кстати, тоже одна из причин повышенного внимания — индустрия просто не ожидала такого поворота. Чтобы понять точно, о чем же речь, лучше один раз сыграть, или просто побродить по кибер-Союзу вместе со стримерами. Без впечатлений не останешься.

Рекомендуем