Что это за болезнь
Симптомы
Почему теория о ней устарела
Можно ли избавиться навсегда
Вегетососудистая дистония: что это за болезнь
Это устаревшая и непризнанная во всем мире теория заболевания, существующая на территории постсоветского пространства. Считается, что это состояние обусловлено неправильным функционированием вегетативной (автономной) нервной системы, которая в нашем теле контролирует непроизвольные функции, такие как сердцебиение, кровяное давление, пищеварение и дыхание и прочее.
-
Не пропустите
Вегетососудистая дистония у детей и взрослых: симптомы
Согласно этой теории, у ВСД много симптомов. Признаки вегетососудистой дистонии включают:
- Головокружение или шаткость походки
- Обмороки или предобмороки
- Головные боли
- Боли в грудной клетке
- Учащенное сердцебиение
- Усталость
- Тревогу или даже приступы паники
- Потливость
- Чувство тошноты или даже рвота
- Нарушения стула и боли в животе
Существует ли вегетососудистая дистония: почему эта теория устарела
Есть несколько объяснений.
1. «Диагностическая помойка»
Это феномен, при котором врач, который не знает, что делать с пациентом, сваливает все симптомы в одну кучу. Колотится сердце? ВСД. Болит около пупка перед экзаменом? ВСД! Потливость ночью? И это тоже оно. Для объяснения каждого из симптомов необходимо проделать сложную мыслительную работу, в ходе которой выдвигаются гипотезы, которые затем опровергаются.
Сегодня диагноз ВСД говорит о поверхностном взгляде врача на состояние пациента, и остальные пункты это так же подтверждают.
2. Отсутствие признания на международном уровне
Наша страна в настоящее время работает в системе Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), переход на которую произошел в 1988 году, и в настоящее время готовится перейти на 11 версию этой классификации. Так вот, в этом классификаторе нет такого диагноза. Поэтому
3. Тревожное расстройство и депрессия
Это две наиболее простые концепции, которые легко могут объяснить происходящее с пациентом, которому у нас ставят диагноз ВСД. Появляется вопрос — а что, если, скажем, боль в сердце возникает из-за болезни сердца, а не из-за тревоги? В этом и состоит работа врача – опровергнуть или доказать наличие болезни сердца. Мы можем провести ряд тестов, и понять, что пациент болен или не болен болезнью сердца, и, если его страдания нельзя объяснить с помощью телесного расстройства — их можно объяснить с помощью психологических феноменов. То же самое происходит с усталостью, потливостью, головными болями и прочим — необходимо провести работу по установлению истины, а только потом все «валить» на ВСД или на тревогу/депрессию. В то же время
На постсоветском пространстве большинству людей известен стигматизирующий характер советской психиатрии, когда могли «лишить водительских прав», «поставить на учет», «сообщить на работу» и так далее. Помнят люди и о карательной психиатрии, когда инакомыслящие признавались психически больными людьми и принудительно лечились. Страх такой стигмы очень силен и по сей день, поэтому большинству врачей приходится учиться сообщать людям о том, что необходима консультация у психиатра.
Но сегодня психиатрия в России — это гуманная, цивилизованная ветвь медицины и, скажем, представители молодого поколения посещают данных врачей, получая облегчение своих страданий. Остальные пациенты, из-за страха стигматизации страдают или пытаются получать медицинскую помощь в рамках полумер: ходят лечить свою психику к неврологам (ведь психиатры — это для психов), лечатся препаратами, которые якобы не являются психотропными, лечатся растительными препаратами (хотя доказано, что они усугубляют депрессию), либо им прописывают препараты-пустышки — средства с недоказанной эффективностью или гомеопатией. Также некоторые больные могут бояться психиатров, но ходит к психологами или к психотерапевтам — хотя и те часто оказываются плохими «таблеточниками», и «разговорами» никого не лечат.
Можно ли избавиться от ВСД навсегда
И все же вопрос, что делать, если у тебя вегетососудистая дистония, в сети очень популярен.
В целом, от нее можно избавиться за секунду, приняв иллюзорный характер этого состояния. Однако технически, вместо призрачной концепции, у пациента останутся страдания — и в этом кроется важная вещь.
Для начала пациенту будет необходимо обратиться к хорошему, думающему терапевту или врачу общей практики, который должен будет подтвердить или опровергнуть телесную (соматическую) природу жалоб. При этом важно, чтобы поиск был элегантным, поскольку это сбережет время и деньги пациента. В том случае, если будет подтверждена соматическая причина заболевания — будет предложен способ ее лечения, этим же врачом или врачом-специалистом. Если же будет подтверждена (например, с помощью опросников или психологического тестирования) психологическая природа болезни — пациенту будет предложено рассмотреть это на приеме психиатра. Ключевое слово здесь — рассмотреть. Психиатр не будет поджидать пациента со шприцем или смирительной рубашкой, его задача найти заболевание — и, если оно подтверждено, найти пути его лечения, чаще всего препаратами или когнитивно-поведенческой терапией, которая быстро и за короткий срок позволяет избавиться от деструктивных шаблонов поведения. В случае, если психиатр скажет пациенту «это не мое» — предстоит еще раз подумать. В целом, пациентам, которым какие-либо врачи ставили диагноз «ВСД», следует набраться терпения, оно почти всегда награждается победой над страданием.