На телеканале HBO, который известен благодаря легендарному сериалу «Игра престолов», состоялась премьера о самой техногенной катастрофе в мире произошедшей в СССР 26 апреля 1986 года. Сериал критики оценили высоко, так что о нем скоро будет говорить весь мир. Вот, что тебе нужно знать до того, как ты начнешь смотреть.
Над сериалом работали
Режиссером сериала стал Юхан Рэнк, которой прославился как создатель ключевых эпизодов таких сериалов как «Викинги», «Ходячие мертвецы» и «Во все тяжкие». Кроме того мир знает Юхана как режиссера клипов Бейонсе, Мадонны и Робби Уильямса.
Продюсированием и сценарием занимался Крэйг Мазин, который работал над «Очень страшным кино», «Без чувств» и «Мальчишником в Вегасе».
-
Не пропустите
В одной из главных ролей снялся британец Джаред Харрис, сыгравший отважного советского физика-ядерщика Валерия Легасова, который предложил состав смеси, чтобы засыпать горящий реактор для снижения неблагоприятных последствий взрыва. Призер Берлинского кинофестиваля и любимец Ларса фон Триера Стеллан Скарсгард исполняет роль Бориса Щербины, назначенного руководителем комиссии по ликвидации разрушительных последствий катастрофы (он отвечал за эвакуацию жителей из зоны). Еще одного ключевого персонажа сыграла номинантка на премию «Оскар» Эмили Уотсон, в фильме она — вымышленный ученый-физик, стремившегося раскрыть подлинную информацию о трагедии.
Сериал снимали
«Чернобыль» снимали два года. Перед создателями сериала стояла задача как можно лучше воспроизвести аутентичную эпоху советского города середины 1980-х. Художник-постановщик сериала Люк Хал говорит, что такую атмосферу еще можно найти в украинских и литовских городах. По его словам, особое внимание уделили Киеву, где «сохранилось много монументальных и уникальных архитектурных объектов того времени».
Но все же большая часть съемок проходила в Литве, а только часть — в Киеве. Выбор пал на Литву, поскольку в этой стране есть «сестра» ЧАЭС — Игналинская атомная электростанция, где проходило большинство съемок. Все это время актеры находились в зоне повышенной радиации.
«Это история о людях»
Продюсеры говорят, что обычный фильм-катастрофу снимать было бы легче, но Чернобыль — это история, в первую очередь, о людях. «Нам было бы легче, если бы мы снимали обычный фильм-катастрофу. Тогда нашим главным приемом был бы зеленый экран и спецэффекты. Но это не фильм-катастрофа, это история о людях, потому на съемках все было настоящим», — говорит продюсер сериала Санне Волленберг.
Мазин же поясняет, что на самой аварии на ЧАЭС не делали акцента (она происходит в первые же минуты сериала, тихо, едва заметно, без всяких спецэффектов), все это делается для того, «чтобы понять человеческую сторону трагедии».
«Самое интересное в этой истории — не взрыв, а люди и их поведение», — сказал сценарист.
По словам Мазина, работая над текстом, он встретился с огромным количеством противоречивых мнений о причинах катастрофы. Он считает, что это свидетельствует о «широкой сети лжи», которая пронизывала все структуры власти в СССР, по той же причине и герои выглядят, мягко говоря, не очень приятными людьми.
«Поскольку наш сериал имеет цель почтить память всех пострадавших и погибших в результате Чернобыльской катастрофы, мы очень много работали над тем, чтобы максимально достоверно воспроизвести все культурные подробности», — говорит Мазин.
Создатель сериала рассказал, что посетил зону отчуждения, в частности был на ЧАЭС и в Припяти. «Мы также отсняли там много материала для сериала, большую часть которого показывают в самом конце, чтобы люди могли понять, что произошло с этой местностью», — говорит сценарист.
Сериал рассказывает о событиях, которые происходили сразу после аварии. «Чернобыль» показывает душераздирающие истории героев, боровшихся за жизнь, на фоне попыток советских властей скрыть информацию о масштабах катастрофы, халатности ответственных лиц и полнейшего непонимания ситуации и ее последствий.
Здесь почти нет кровавых сцен или демонстрации паники. Самое ужасное — ядерная радиация, невидимый убийца, о силе которого не подозревают участники событий.
Исполнитель главной роли Скарсгард говорит, что в первую очередь в «Чернобыле» объясняется причина катастрофы.
«Тут всему виной государственная система, которая не могла провалиться. Идеология, которая была безупречной. Это как любая религия: когда у вас есть идея, вы знаете, что ради ее насаждения надо насильно подавлять правду. А это всегда опасно. Причем это может быть как коммунизм, так и капитализм. Когда ты существуешь в идеальной системе, очень сложно допустить, что ты облажался именно благодаря этой самой системе», — сказал он в интервью Медузе.
Американский еженедельник «Time» пишет, что «Чернобыль» HBO — не просто историческая драма, это предупреждение о том, что происходит, когда общество перестает слушать науку. «В условиях быстро усугубляющегося глобального климатического кризиса это очень важный сигнал», — отмечает издание.
Сериал доступен к просмотру с подпиской «Амедитека».