Вчера стало известно о смерти советской и российской актрисы Ирины Мирошниченко. Многим она запомнилась ролями в фильмах «Я шагаю по Москве», «Их знали только в лицо», «Кремлевские курсанты», «Клюква в сахаре» и других.
Однако, несмотря на востребованность в кинематографе, в личной жизни актрисе не везло — за ее плечами три брака и несколько абортов, из-за которых она так и не стала матерью. Сегодня мы расскажем о контрастной жизни Мирошниченко, на первый взгляд казавшейся сказкой.
Ирина Петровна Мирошниченко родилась 24 июля 1942 года в Барнауле, где прожила всего два года, переехав затем в Москву. Юной Ире уже тогда была предначертана богатая на творчество жизнь, которая началась с обучения игре на скрипке в училище им. Гнесиных и длилась с шести до восьми лет. Однако заинтересованность актерским мастерством в школьные годы перевесила ее любовь к музыке, поэтому в 1961-м девушка поступила в школу-студию МХАТ.
Примечательно, что уже на третьем курсе Ирина снялась в фильме «Я шагаю по Москве» в роли Кати, из-за которой ее чуть ли не отчислили, так как студентам запрещалось сниматься в кинокартинах. И ключевым здесь является то самое «чуть ли», ведь весь педагогический состав совещался по поводу судьбы Мирошниченко — исключать ли талантливую натуру из-за нарушения правила или же простить. В итоге простили и сделали ей выговор, после которого восходящая звезда больше не снималась в проектах до окончания ВУЗа.
«В молодости я работала на износ. Практически всю свою жизнь отдавала сцене. Не могла вздохнуть. Она забирала у меня все силы и часть жизни. От очень многого я отказывалась в пользу того или иного спектакля. Не могла себе позволить второго состава (это если говорить про внутренне лидерство). Жила без дублеров вообще. Хотя это было очень трудно», — вспоминала она в интервью.
Тем не менее, даже несмотря на то, что Мирошниченко продолжала просто обучаться и впоследствии работать в МХАТе, сама судьба ее несла по волне славы прямиком к великому кинематографу — на заре популярности девушка знакомилась с известными режиссерами, к примеру, Андреем Кончаловским, который буквально встретил ее на улице и «просверлил ей путь в светлое будущее». Вместе с ним актриса выпустила несколько музыкальных альбомов и даже организовала сольный концерт к 850-летию Москвы.
Не обошлось и без встречи с Андреем Тарковским, который узнал ее, сидя за соседним столиком в ресторане «Националь»:
«Тарковский заметил меня, когда я пила кофе в «Национале». Он глаз с меня не сводил, а я гордо показывала обручальное кольцо. На следующий день предложил попробоваться на роль Марии Магдалины. Андрей, утвердив меня на эту роль, гуляя со мной по заснеженному Владимиру, рассказывал, как он видит эту сцену, как будет ее снимать и что там, и кто такая Мария Магдалина.
Он рассказывал мне, закончившей школу-студию МХАТ, молодой начинающей актрисе, абсолютно ничего не знающей про нашу религию, потому что нигде это было нельзя прочитать, Библия не продавалась. Это все рассказал мне Тарковский», — делилась воспоминаниями звезда.
Первой и самой значимой работой в кино по окончании ВУЗа для Ирины стал военный фильм «Их знали только в лицо», где она сыграла разведчицу Галину Ортынскую, а дальше… один за одним пошли картины с ее участием: «Дядя Ваня», «Пришел солдат с фронта», «Зимняя вишня», «Тайны мадам Вонг»…
Благодаря своему таланту она удостоилась немалых наград — стала заслуженной артисткой РСФСР и Народной артисткой РСФСР, получила Орден Почета, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени и другие. В 2011 году Ирина Петровна даже стала автором книги «Расскажу…».
«Наверное, многие мне завидовали и не любили, но это их проблемы. Я всю жизнь отношусь к театру и людям, которые там работают, с любовью. От меня они видели только добро», — говорила она.
Несмотря на эту сладкую актерскую жизнь, на личном фронте Ирины не было таких же приятных воспоминаний. Конечно, актриса не страдала от недостатка мужского внимания, но «того самого» она так и не нашла, хотя и побывала трижды в браке.
-
Не пропустите
Ее первым мужем стал Михаил Шатров, драматург и сценарист, за которого она вышла, будучи юной 18-летней девушкой (а ему было 28). В браке супруги прожили 12 лет, и Михаил всячески поддерживал ее творчество, помогал совершенствовать актерские навыки, а когда Ирина узнала, что беременна, молодая семья приняла решение не становиться родителями, поставив в приоритет карьеру.
В 1972-м Мирошниченко влюбилась в другого мужчину — Витаутаса Жалакявичюса, режиссера, с которым познакомилась на съемках фильма «Это сладкое слово — свобода!».
Изначально мать актрисы пыталась отговорить дочь от развода с Михаилом: «Не сходи с ума, у тебя прекрасный муж!», но та все же ушла от сценариста.
Витаутаса и Ирину называли одной из ярчайших пар отечественного кинематографа: вместе они гармонично смотрелись и казались идеальными, но… через какое-то время в их семье начались ссоры на бытовом уровне, переросшие в скандалы впредь до обсуждения карьеры Ирины. Не выдержав такого эмоционального напора, актриса спустя пару месяцев после замужества подала на развод.
В третий раз звезда вышла замуж через три года — за актера Игоря Васильева (снимался в фильмах «Трактир на Пятницкой», «Вернемся осенью», «Схватка», «Очарование зла» и других). Это замужество просуществовало пять лет, и Васильев мечтал завести детей вместе с супругой, но та постоянно твердила, что ей сцена и новые роли куда дороже декретного отпуска (о чем впоследствии пожалела).
В итоге Игорь не смог убедить Ирину, что семья — важнее славы. По словам близкого окружения актрисы, развод пары случился из-за ревности мужа к ее успехам в кинематографе.
«Постоянное присутствие рядом мужчины на меня давило. Мне не хотелось быть чьей-то женой, хотелось самой быть личностью. Но если бы я встретила человека, который сейчас со мной, с удовольствием была бы только его супругой. Но это — сейчас. А раньше… К тому же, как Лев (прим. ред.: знак зодиака), я люблю лидерствовать. А семейная жизнь — очень сложная штука. Надо постоянно над собой работать, говорить только то, что будет приятно услышать твоей второй половине, не повышать голоса, быть мягкой, нежной. И женщина становится актрисой дома не потому, что у нее такая лживая натура, а потому, что она — хранительница очага».
Так вышло, что единственным ребенком для Мирошниченко стала ее крестница, которая умерла в 2018 году. Организацией похорон актриса занималась сама, а от утраты не могла отойти вплоть до конца своих дней.