Стать заложником образа — одно из самых страшных событий для актера. Не каждой знаменитости приятно осознавать, что у зрителей он ассоциируется с единственным героем. Хотя некоторые артисты невзлюбили роли из-за нерасполагающего к себе образа персонажа, потому даже смотреть премьеру они отказывались. Так кому же из советских всенародно любимых актеров пришлось одновременно ловить на себе лучи славы и через «не хочу» рассказывать об участии в проектах — листай ниже.
1 Арчил Гомиашвили
В комедии Леонида Гайдая «12 стульев» Гомиашвили сыграл ключевую роль — Остапа Бендера, на которую пробовались свыше двухсот артистов, в числе которых были Спартак Мишулин, Владимир Высоцкий, Муслим Магомаев и Андрей Миронов. Сначала Гайдай отснял кадры с Высоцким, но режиссеру результат не понравился, и тогда ему подсказали о существовании моноспектакля «Похождение Остапа Бендера», где играл Арчил Михайлович.
Знакомство Леонида Гайдая и Арчила Гомиашвили произошло в Горьком — именно там актер и находился в тот момент. Режиссер был абсолютно удивлен, насколько точно артист изображает Бендера: начиная от мимики, заканчивая хитрым взглядом.
До премьеры экранизации в 1971 году Арчил снимался в фильмах «Иные нынче времена», «Взрыв после полуночи», «Четверо в одной шкуре», но заметили его зрители и другие фильммейкеры после «12 стульев».
Благодаря исполнению роли актеру удалось полноценно обосноваться в Москве — его наградили ордером на проживание в элитной квартире, в которой в свое время жила дочь Сталина, Светлана.
И все же несмотря на большую помощь Остапа Бендера, Гомиашвили не был доволен исполнением своей роли. Актер признался — раскрыть образ, прочувствовать полноценно характер героя не получилось, и, более того, Арчил отметил, что успешнее он даже изобразил его в моноспектакле.
«Конечно, у фильма есть свои достоинства: он хорошо смонтирован. Гайдай был режиссером, прекрасно знающим законы комедийного жанра. Но есть один недостаток, самый существенный в моем понимании: мы ни разу не остановились, чтобы заглянуть в душу Остапу. Я сыграл эту роль бегом — в ритм фильму.
К тому же, меня озвучивал другой актер. Когда я увидел фильм, мне стало плохо. После просмотра я сказал Гайдаю, что при всем желании сыграть эту роль, если бы я знал, что так будет, я бы не снимался. И потом мы не разговаривали пять лет».
2 Александр Демьяненко
До минуты славы в 1965-м, когда вышла комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», Александр Сергеевич уже получал центральные роли. Например, «Мир входящему», «Порожний рейс», «Государственный преступник», «Карьера Димы Горина»… именно после просмотра последнего Гайдай и нашел подходящего актера для своих проектов.
Скромный, немного замкнутый Демьяненко идеально справился со своей задачей, а некоторые коллеги считали его сдержанность не более, чем гордостью. Кстати, артист сразу после прочтения сценария осознал, что картину ожидает большой успех, а сыграть Шурика ему не составит труда — подумаешь, придется покривляться чуть больше, чем в реальной жизни. Только вот не знал он, что сотрудничество с Леонидом Иовичем не закончится на одном проекте…
Ради «Операции» актер отказался сыграть Гамлета у Григория Козинцева (был уже утвержден на роль), хотя драматические роли являлись настоящей мечтой Демьяненко. После смелого решения артист больше не получил предложений от Козинцева, а в качестве кармы ему был уготовлен статус актера одного образа, от которого не удалось избавиться.
Идя по улице, зрители кричали ему «Самый настоящий Шурик идет!», что, конечно, не нравилось актеру:
«Помру, а над гробом будут кричать: «Прощай, дедушка Шурик». Мне уже 60 лет, а я все равно — Шурик! По молодости, конечно, я дико раздражался, испытывал массу неудобств, дискомфорт. А сейчас думаю: «Ну и ладно…». Люди, видя меня, вспоминают любимые фильмы, улыбаются, а значит, чуточку улучшают настроение», — признавался он.
В один момент знаменитости перестали поступать предложения о съемках, потому на помощь ему пришли театр, озвучивание мультипликаций и дубляж фильмов: его голосом говорили Роберт Де Ниро, Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф и другие.
3 Михаил Кононов
Конфликтная ситуация у Михаила Ивановича произошла с фильмом «Большая перемена», в котором он сыграл главного героя — преподавателя Нестора Петровича. По мнению артиста, он буквально стал заложником одного образа и не понимал, почему людям так нравится этот проект. Сам же Кононов считал своей лучшей работой фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев», где ему досталась роль Фомы.
Насчет «Перемены» он говорил, что режиссеры могут придумать всякую ерунду, пригласить сняться в ней качественных актеров, и зрители это посмотрят. Когда Кононову дали ознакомиться со сценарием, он ужаснулся, но сказал себе: «Если я смогу сыграть это, я крепкий актер».
Несмотря на то, что он согласился сняться, всей съемочной команде и другим актерам пришлось за это поплатиться своим стабильным эмоциональным состоянием: актер пробовал внести изменения в сюжет и критиковал коллег. К слову, не нравился проект и Наталье Богуновой.
Михаил Иванович считал, что «Большая перемена» отобрала у него возможность играть серьезные роли:
«Если говорить о признании в профессиональных кругах, то больший успех принесла мне небольшая роль Фомы в картине «Андрей Рублев». А массовый успех, какой имеют «Большая перемена» или «Гостья из будущего», меня не волнует. Я просто отдал свой профессиональный долг».
4 Ирина Муравьева
Ирине Вадимовне не нравились аж два проекта! Первый — «Москва слезам не верит», где она исполнила роль Людмилы Свиридовой. Дело в том, что после премьеры фильма она со стороны увидела, насколько ее героиня грубая, местами пошлая и неотесанная девушка, и заплакала. А вот Вера Алентова даже завидовала Муравьевой, считая ее роль более яркой, чем свою.
Сценарий для фильма «Сама обаятельная и привлекательная» написали специально для Муравьевой, но когда режиссер попросил Ирину прочитать его, та выразила свое недовольство. Актрису не впечатлил образ активистки, которой надо было влюбить в себя Володю Смирнова (сыграл Александр Абдулов). Ей хотелось получить предложение сняться в более серьезной картине.
Отказ все же не устроил фильммейкеров, потому за уговорами отправили к ней домой Галину Белинскую, директора картины. Она рассказывала знаменитости о плюсах съемок в «Самой обаятельной», и только после того, как муж Ирины Вадимовны, Леонид Эйдлин, поддержал Белинскую и попросил любимую сняться в фильме, она согласилась.
К слову, спустя время Муравьева не жалеет о своем решении:
«Самая обаятельная и привлекательная» — эти слова приводили меня в ужас и красноту лица. Мне было жутко стыдно за этот фильм, за свою роль и так не нравилось это название, то есть у меня были такие нечеловеческие комплексы. Как это женщина может говорить, что хочет выйти замуж?!
Как это стыдно! Наверное, у меня не было проблем, ведь я была замужем. Фильм сначала не нравился, и я даже не могла слышать это название. Но шли годы, будучи где-то на гастролях, я сидела в номере и пересмотрела фильм по телевизору. И он мне понравился. И нравится сейчас…».
5 Андрей Мягков
Своего героя Женю Лукашина в «Иронии судьбы, или С легким паром» актер, в отличие от зрителей, не любил, причем настолько, что несколько раз просил перестать крутить фильм ежегодно.
Андрей Васильевич считал, что эта роль закопала его карьеру, хотя о самом съемочном процессе он ничего плохого сказать не мог.
«Этот фильм поставил крест на моей карьере. Все считают меня алкоголиком, хоть в действительности я спиртного не люблю, а баню просто ненавижу! Я не понимаю зрителей, которые пересматривают эту ленту по 20 раз».
Вдобавок к этому актер отличался от своего персонажа по характеру: он был скромным, серьезным и интеллигентным, к тому же, писал детективы!
«Он не участвовал в общих праздниках и приемах. Иногда только появлялся на посиделках юмористов в ресторане на пляже — там собирались просто поговорить без шумного застолья. Проблем никаких с Мягковым не было, это был совершенно не звездный человек. Вел себя не по рангу, хотя был настоящей величиной.
Тихо, спокойно, с юмором относился даже ко всем нашим притязаниям с точки зрения его обслуживания на фестивале. Никогда ничего не просил, никогда ничего не требовал. Ни в каких связях замечен не был, везде с любимой супругой», — говорил продюсер Марк Рудинштейн в интервью «Комсомольской правде».
6 Алексей Булдаков
Алексей Иванович обожал комедию со своим участием «Небывальщина», в которой играл солдата. Он, по его мнению, олицетворение русской души и русского человека. Только многим Булдаков запомнился по роли генерала Иволгина в «Особенностях национальной охоты», работу над которым артист считал куда более серьезным проектом, нежели комедийным развлечением.
«Одна из лучших моих работ — роль в фильме Михаила Ведышева «Кому на Руси жить». Хороша роль и в «Небывальщине» Сергея Овчарова. Кто видел эти фильмы, а? Все почему-то сразу вспоминают дурацкий, но ставший хрестоматийным тост: «Ну, за рыбалку!» и гротескный образ генерала — «рыбака» или «охотника», — говорил он в интервью.
Актер также отмечал, что образ Иволгина он перенял у генерала Александра Лебедя, и однажды, когда они встретились, политик высказал свое мнение о картине:
«Иваныч, знаешь, я это принял как издевку. Куда не придешь, все говорят про этот фильм. И я купил кассету, пришел домой, поставил. В одном месте чуть не расплакался, настолько похож!».
7 Игорь Старыгин
Всеми узнаваемый Игорь Владимирович в образе Арамиса не был в восторге от того, что его ассоциируют только с картиной «Д'Артаньян и три мушкетера». По этой причине он одновременно любил и ненавидел эту картину.
Затем последовала насмешка судьбы, и Старыгин снова сыграл персонажа в продолжении историй: «Мушкетеры 20 лет спустя», «Тайна королевы Анны или мушкетеры 30 лет спустя» и «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини», которая стала последней работой артиста.
«Это была и классная работа, и потрясающий отдых. Как мы снимали, я, честно говоря, и не помню. Потому что действительно: из жизни все переходило в кадр, из кадра — в жизнь, мы только костюмы меняли… Зато сейчас меня зовут не Игорь Старыгин, а Арамис. Думаю, под этой кличкой я и выйду… «в тираж», — говорил он в беседе со «Свободной прессой».