Социальная и политическая напряженность во всем мире показала роль моды как средства протеста. Одежда — один из способов самовыражения и хорошее полотно для различного рода политических лозунгов, привлекающих внимание к той или иной проблеме.
Политические лозунги
В последние пару лет наблюдается тенденция активной поддержки женщин в борьбе за их права и свободы, и дизайнеры в этом плане не остались в стороне. Особенно четко такие веяния прослеживаются в модном доме Dior, когда на пост креативного директора пришла Мария Грация Кьюри.
В весенне-летней коллекции 2017 появилась одна «громкая» вещь — белая футболка с черной надписью «We Should All Be Feminists» («Мы все должны быть феминистками»). Выбор именной этой фразы не случаен: «We Should All Be Feminists» — название эссе, автор которого акцентирует внимание на важности феминизма и правах женщин.
В марте прошлого года звезда сериала «Секс в большом городе» Синтия Никсон объявила о своем намерении баллотироваться на пост губернатора штата Нью-Йорк. В поддержку актрисы американский дизайнер Кристиан Сириано на неделе моды в сентябре 2018 представил футболку с надписью «Я голосую за Синтию».
Такие, на первый взгляд, незначительные жесты на самом деле обращают внимание на большую проблему, а именно на то, что женщин неохотно пускают в политику.
Черные береты
Протесты против дискриминации афроамериканцев в Америке начались в 1960-х годах, вследствие чего образовалась партия «Черные пантеры», члены которой носили черные береты и черные кожаные куртки.
Во время выступления Бейонсе на Супер Кубке 2016 во время исполнении песни «Formation» на стадион вышла группа танцоров в похожих костюмах, которые отдавали дань уважения «Черным пантерам».
И модный дом Dior этот раз также не остался в стороне: главный аксессуар коллекции осень-зима 2017 — черный берет.
Белый цвет
«Белый — нейтральный базовый цвет», — скажет кто-то и окажется не прав. Белый — цвет борьбы женщин против дискриминации. В XX веке набирало популярность движение суфражисток, которые во время массовых митингов надевали белые жакеты и юбки, желая, тем самым, привлечь внимание мужчин-оппонентов к своим требованиям.
В 60-х годах с началом второй волны феминизма белый цвет вновь стал использоваться женщинами как некий символ. Например, в 1969 году в конгерсс США была впервые избрана чернокожая женщина Ширли Чисхолм, которая в свой первый рабочий день пришла в белом костюме.
В 2015 было официально объявлено об участии Хиллари Клинтон в президентских выборах США. На это мероприятие бывший госсекретарь Штатов пришла в белом брючном костюме, который был расценен как дань суфражисткам.
Как известно, выборы Клинтон проиграла и на инаугурацию Дональда Трампа также пришла в белом костюме. Позднее, в марте 2017 года, на заседание конгресса в белые костюмы облачились представительницы Демократической партии, выступавшие против сексистских высказываний Трампа.
Черный цвет
После развернувшихся скандалов вокруг домогательств Харви Вайнштейна все знаменитости (за очень редким исключением) пришли на 76-ю премию «Золотой глобус» в черном. Это был протест против домогательств и жест в поддержку женщин, подвергшихся сексуальному насилию (движению #MeToo).
Одежда все больше и больше становится средством выражения своих взглядов и демонстрации солидарности. Одной футболки с «кричащей» провокационной надписью уже достаточно, чтобы привлечь внимание к социально-политической или любой другой проблеме. Однако здесь встает вопрос: действительно ли модную индустрию так беспокоят насущные проблемы общества или они просто идут на поводу общих тенденций только ради достижения коммерческого успеха?