Начало учебного года может обернуться стрессом для ребенка. Но детям (особенно в младших классах) бывает трудно и самим понять, что же именно их беспокоит. Есть простой, но информативный метод увидеть, как обстоят дела в школе.
Дай сыну или дочке чистый лист, набор красок и предложи нарисовать картину на тему «Я в школе». Затем изучи ключевые моменты рисунка. Какие именно?
Персонажи и сюжет
Оцени, какие действующие лица и что они делают.
✓ Сам ребенок. Насколько он погружен в учебный процесс? Хорошо, если по сюжету он отвечает на уроке, участвует в линейке. То, что он в гуще событий, говорит о высокой мотивации к учебе. Ребенок ничего не делает, просто стоит? Он воспринимает свой статус формально: «Все ходят в школу, и я тоже».
✓ Учитель. То, что он есть на рисунке, говорит о том, что ученик включился в школьные отношения, видит авторитет в учителе. Уточни, кто именно изображен, — это будет педагог, который сейчас наиболее важен. Его фигура может быть крупнее детских. Это нормально: сын или дочка усвоили иерархию и знают, кто главный. Учитель может быть и злым. Что ж, ребенок остро переживает негатив с его стороны (даже если по сюжету тот кричит на других).
✓ Одноклассники. Посмотри на их лица: они улыбаются? Хорошо — для детей отношения в классе не менее важны, чем успеваемость. Если все ребята играют на перемене — похоже, ребенок ходит в школу лишь ради общения. Надо переключить его на учебу.
✓ На рисунке нет других людей, ребенок один? Учение для него, скорее, трудовая повинность. Ему вообще неинтересно на уроках.
Место действия
✓ Здание школы снаружи — за пределами школы ученику явно лучше, чем внутри нее. Он смирился с необходимостью учиться, но особого смысла в этом не видит. Наличие негативных деталей (кривая крыша, облупленная краска) — адаптация к школе затруднена внешними факторами (переезд, изменения в семье).
✓ Класс внутри — ребенок включился в учебный процесс и полон энтузиазма.
Цветовая гамма
✓ Преобладают яркие краски и светлые тона (использовано не менее 5 цветов) — это говорит о хорошем отношении к учебе. Сын или дочка уверенно чувствуют себя в классе.
✓ Больше темного (использовано всего 2–3 цвета) — негативное отношение к школьной жизни, тревога, возможно, эмоциональный и физический перегруз.
Прорисовка
✓ Четкие линии говорят о хорошем уровне адаптации, отсутствии страха перед школой.
✓ Тонкие, плохо прорисованные указывают на тревожность, растерянность, непонимание ситуации.
✓ Штриховка, зачеркивание, исправления — ребенок, что называется, «стрессует». Подсказка: элемент, который сильнее всего заштрихован, и вызывает максимум беспокойства.
Внимание к деталям
✓ Много элементов «учебной» жизни (портфель, форма, тетради и т. п.) — это плюс: твой ребенок явно понимает, для чего он в школе, и настроен на то, чтобы учиться.
✓ Отсутствие школьных атрибутов — минус. Ребенок сознательно дистанцируется от учебного процесса и всего, что с ним связано. По сути, делает вид, что не расслышал задания.
Как помочь?
1 Видишь много негативных признаков? Поработай с рисунком: попроси ребенка рассказать о нем, описать сюжет. Его ответы сделают картину яснее, помогут разобраться в чувствах — и тебе, и ему. Что еще сделать?
2 Обсуждай с ним школьную жизнь, показывая, что тебе интересно. Спрашивай, что вызывает затруднения, и вместе решайте, как с ними справиться (пусть учится искать выход).
3 Отмечай успехи, поддерживая желание учиться. Вместо «Ты молодец!» говори: «Отлично сделал! Чем больше стараешься, тем лучше получается».