Источник здесь и далее: Pexels

Как понять, все ли в порядке с умственным и речевым развитием ребенка в 2-3 года? На самом деле навыки ребенка напрямую зависят от количества усилий и внимания родителей к его воспитанию.

Каждый малыша развивается индивидуально, но все же есть средние параметры, которые помогут понять, есть ли у твоего ребенка какие-то проблемы. 

Все необходимые навыки можно разделить на три группы.

1 Двигательные навыки и координация

В норме ребенок в два года, кроме целенаправленной ходьбы, достаточно хорошо осваивает:

  •  перешагивание через препятствия;
  •  подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
  •  бег на небольшие дистанции;
  •  невысокие прыжки;
  •  хождение по бревну или бордюру;
  •  пас мяча ногой;
  •  повороты и хождение задом наперед;
  •  ловлю мяча двумя руками.

2 Психоэмоциональное развитие и социальная адаптация

Что должен делать ребенок в два года? Самостоятельно он уже может:

  •  мыть руки и лицо;
  •  есть жидкие блюда с помощью ложки;
  •  ходить на горшок;
  •  надевать и снимать некоторые вещи;
  •  рисовать каракули на бумаге;
  •  собирать пирамидку из колечек разной величины.

В два года ребенок еще не способен контролировать мышление и память — эти психические процессы ему неподвластны. Его внимание легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. Зато на этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и легко впитывают информацию.

Но координация движений еще достаточно плохо развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Но ребенок в этом возрасте уже способен достаточно хорошо управлять обеими руками

В детской психологии есть элемент подражания: копирование поведения взрослого. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять (тем более, это еще один способ найти занятие малышу).

К двум годам малыши становятся более общительными: начинают проявлять интерес к чужим людям и играть с другими детьми. Они проще вступают в контакты и взаимодействуют с окружающими, что приводит к первым ссорам и конфликтам. Речь ребенка становится эмоциональной, появляется мимика, движения и возгласы.  

3 Умственное и речевое развитие

К двум годам ваш малыш должен уметь: 

  •  различать основные цвета;
  •  уметь группировать предметы по цветам;
  •  знать основные геометрические фигуры;
  •  различать свойства предметов, например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
  •  уметь называть и показывать части тела и лица.

5 упражнений, которые помогут проверить, что умеет ребенок в два года

1. Фигуры. Приготовь три объемных фигурки и три подходящих для них отверстия (можно вырезать из картона или купить уже готовую игрушку-сортер). Твой ребенок должен уверенно просовывать хотя бы одну фигурку в нужное отверстие.

2. Цвета. Возьми листы желтой, красной и синей бумаги. Наклей на них по четыре белых квадрата-окошечка, а на них — разных зверюшек. Из цветной бумаги сделай такие же цветные квадраты. Скажи: «Наши зверята ложатся спать. Давай закроем им окошечки. Красный домик закроем красными окошечками (покажи). А теперь ты закрой желтый домик». Посмотри, сможет ли ребенок отличить цвета.

3. Мелкая моторика. Предложи ребенку поднять мелкую горошинку с пола. Понаблюдай, как именно он ее захватит — двумя пальцами или щепоткой? Малыш в полтора-два года должен брать мелкие предметы пальчиками (так называемый «пинцетный захват»).

4. Память. Положите перед крохой 3 коробочки. В каждую из них спрячь игрушки: мячик, зайку, машинку. Проговаривай названия того, что ты спрятала. Спроси: «Где лежит зайка?». Пусть малыш покажет на нужную (закрытую) коробочку, а следом найдет и остальные игрушки. Такое задание не должно вызвать трудностей.

5. Понимание речи. Попроси ребенка что-то тебе подать. Например: «Принеси мяч», «Достань из шкафа колготки», «Принеси из кухни ложку и спрячь в коробочку», «Посади мишку на машинку и кати». Все эти задания он должен отлично понимать и выполнять.

Рекомендуем