Как понять, все ли в порядке с умственным и речевым развитием ребенка в 2-3 года? На самом деле навыки ребенка напрямую зависят от количества усилий и внимания родителей к его воспитанию.
Каждый малыша развивается индивидуально, но все же есть средние параметры, которые помогут понять, есть ли у твоего ребенка какие-то проблемы.
1 Двигательные навыки и координация
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пас мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед;
- ловлю мяча двумя руками.
2 Психоэмоциональное развитие и социальная адаптация
- мыть руки и лицо;
- есть жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи;
- рисовать каракули на бумаге;
- собирать пирамидку из колечек разной величины.
В два года ребенок еще не способен контролировать мышление и память — эти психические процессы ему неподвластны. Его внимание легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. Зато на этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и легко впитывают информацию.
Но координация движений еще достаточно плохо развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Но ребенок в этом возрасте уже способен достаточно хорошо управлять обеими руками.
В детской психологии есть элемент подражания: копирование поведения взрослого. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять (тем более, это еще один способ найти занятие малышу).
К двум годам малыши становятся более общительными: начинают проявлять интерес к чужим людям и играть с другими детьми. Они проще вступают в контакты и взаимодействуют с окружающими, что приводит к первым ссорам и конфликтам. Речь ребенка становится эмоциональной, появляется мимика, движения и возгласы.
3 Умственное и речевое развитие
- различать основные цвета;
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов, например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- уметь называть и показывать части тела и лица.