В переходный период ребенка будто подменяют: он становится раздражительным, заявляет, что отныне он взрослый и независимый, отказывается делиться своими переживаниями. Желая самоутвердиться, подростки присоединяются к субкультурам, которые не всегда понятны родителям и порой кажутся откровенно опасными.
Существуют ли сообщества, способные не просто увлечь, но и поддержать ребенка в этот сложный период? Да, и речь идет о мейкерстве.
Кто такие мейкеры
Что объединяет Циолковского, придумавшего принцип работы ракеты у себя в кабинете, и Стива Джобса, собравшего первый компьютер в гараже? Верно, они оба — гении не только своего поколения, но и на десятилетия вперед.
Как раз таких людей и считают мейкерами. Это изобретатели, которые стремятся собрать решение какой-то задачи своими руками. Свое развитие движение мейкеров впервые получило в США — там оно отделилось от сообщества хакеров (которые больше работают с программным обеспечением) и стало развивать свое собственное.
Мейкерство объединяет вообще всех, кто делает что-то своими руками: от ребят, которые строят скворечники, до настоящих технологических энтузиастов, которые предлагают оригинальные инженерные решения.
В России под мейкерами понимают именно последнюю ступень этой эволюции: ими у нас называют людей, которые занимаются техническим творчеством. Они мастерят вообще все что угодно — от ложек для людей с синдромом Паркинсона до своих собственных музыкальных инструментов.
В этом сообществе — ребята, чье воображение не ограничивается бюджетом и стратегическим планированием, которым грешат компании: они видят конкретную цель проекта и создают свое изобретение подручными средствами.
Как они попадают в сообщество
Как и в любое сообщество, в мейкерство приходят разными способами. Самое главное — нужна идея и понимание того, как ее воплотить. Первые «мейкерспейсы» — места, в которых собираются изобретатели — появились в США, после чего, преодолев Атлантику, они стали открываться в Европе: сейчас в Америке и Германии как минимум 100 мейкерспейсов, открытых для посещения.
В мейкерспейсах доступны все ресурсы для того, чтобы помочь создать то, что на уме у изобретателя. Но самое главное — именно в таких пространствах мейкеры могут общаться, советоваться и помогать друг другу.
В Советском Союзе при школах были сотни таких «мейкерспейсов»: талантливых ребят, способных к инженерному творчеству, собирали в кружки. В восьмидесятых насчитывалось более 1000 кружков по всей стране. Так же, как и в современных мейкерспейсах, в кружках собирались люди, которым нравилось создавать; а талантливые «кружковцы» вырастали в именитых инженеров и изобретателей, так и не покидая сообщество.
Современных российских юных изобретателей тоже привлекают в сообщество: до конца года проектами Национальной Технической Инициативы планируют охватить 100 тысяч юных изобретателей.
В Олимпиаде НТИ, например, в прошлом учебном году приняли участие стали более 38 тысяч человек. Если твое чадо строит из конструктора дом для кота, чтобы тому было удобно прятаться, возможно, стоит попробовать привести его на занятие в кружок.
Какие это дает возможности
Эксперты утверждают, что именно мейкерское движение станет основой новой экономики креативности. Дело в том что технологические энтузиасты гораздо лучше, чем компании, видят нишу, в которую хотят попасть.
Их основная мотивация — сделать мир лучше с помощью DIY (сделай-сам), а не просто заработать денег. Если твой ребенок объявил, что он или она теперь в мейкерской тусовке, вполне возможно, что через лет десять он станет новым Илоном Маском.
Студенты и школьники, которые приходят в это сообщество, создают что-то уникальное уже в совсем юном возрасте. На Международном фестивале идей и технологий Rukami, ключевом проекте Кружкового движения НТИ, финалисты одноименного конкурса технического творчества представили именно такие устройства. Все эти изобретения созданы школьниками и студентами до 21 года, которые они создали в ЦМИТах, кружках и Кванториумах! Ниже представлены только три проекта, но остальные были не менее интересными — можете нам поверить.
Миоэлектрический протез (автор — Макар Нуриев, 16 лет, Казань). Проект был вдохновлен другом семьи Макара, который потерял руку: он много рассказывал мальчику о фантомных болях и своих ощущениях. Этот человек и вдохновил школьника на работу: придя в ЦМИТ, он изучил работу 3D-принтеров и узнал принцип работы модулей электромиограммы: оказалось, что с их помощью можно считывать показания мышц человека. Так он придумал настоящий протез руки, прототип которого исправно работает.Электромобиль (глава проекта — Елизавета Мышковская, 16 лет, Электросталь). Лиза обратила внимание на городки безопасности для детей: небольшие парки используются для того, чтобы обучить дошкольников и учеников младших классов базовым правилам дорожного движения. Машины, которые используются в них, Елизавете не нравились — очень шумные, работают на бензине, совсем неэкологичные. Поэтому девушка собрала в «Станции юных техников» команду и спроектировала свой автомобиль — электрический.Робогардероб (Никита Тимиршин, 14 лет, Нижний Новгород). Никиту раздражали гардеробы в общественных местах: однажды в больнице его мама заметила, что они в очереди в «раздевалку» стоят дольше, чем на прием у врача. Подумав над этим, он решил обратиться к оборудованию: конструктору и 3D-принтеру, которые были в школе, чтобы собрать собственный гардероб, автоматизированный. Модель определяет посетителя по отпечатку пальца и автоматически привозит к нему вешалку с его одеждой.