Источник: кадр из фильма «Кука»

Правил хорошего тона великое множество, но для юного возраста многие из них еще не нужны. Поэтому родителям не стоит пытаться нагрузить свое чадо всеми на свете правилами этикета. На начальных этапах достаточно проработать так называемую базу. 

В этой статье мы познакомим вас с четырьмя ключевыми «взрослыми» правилами этикета, которые ребенок должен усвоить также хорошо, как и то, что перед едой обязательно нужно мыть руки. К слову, многим мамам и папам тоже не мешало бы периодически вспоминать то, о чем пойдет речь ниже.

Правило 1. Следи за руками

Важно объяснить и на собственном примере показать ребенку, что, сидя за столом, нельзя разводить локти в стороны, словно крылья. Во время еды они должны «смотреть» вниз. В противном случае, это будет выглядят некрасиво и грубо. Донесите до малыша, что широко  расставленными локтями можно зацепить или смахнуть что-либо со стола. 

Совет

Для того, чтобы ребенок почаще вспоминал о положении рук, предлагаю заучить с ним технику: «Нет-Нет-Да».

Проделываем ее вместе, сидя за обеденным столом.

1. Произносим первое «Нет» — ставим локти на стол. Это знак того, что локтям не место на столе.

2. Произносим второе «Нет» — расставляем локти в стороны. Знак того, что мы не разводим руки словно крылья.

3. Произносим «Да» — кладем кисти рук на край стола, локти в этот момент направлены вниз (но не прижаты к телу). Это знак того, как именно мы держим руки.

Когда ребенок привыкнет к этой технике, в дальнейшем ему не надо будет досконально и отчетливо проделывать эти три движения за столом. Теперь они могут быть едва уловимыми.

Правило 2. Прожевал — говори!

4 правила столового этикета, которым нужно в первую очередь обучить ребенка (видео)
Источник: кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

Казалось бы, это очень банальное правило. О нем постоянно все говорят. Но на мастер-классах по столовому этикету и в детских, и во взрослых группах есть значительный процент тех, кто постоянно нарушает этот пункт  — разговаривает, не прожевав.

Поэтому, раз уж далеко не все взрослые помнят об этом правиле, детям напоминать о нем или учить с нуля точно нужно. 

Совет

Учите ребенка набирать в ложку небольшие порции или отрезать ножом и вилкой небольшие кусочки. Так процесс пережевывания будет быстрее, а ребенок, когда ему понадобится что-то сказать или ответить на вопрос, сможет сделать это уже с пустым ртом.

Правило 3. Не стесняйся использовать полотняную салфетку

Удивительно, как много взрослых людей не дружат с полотняной (текстильной) салфеткой. Даже когда она лежит перед ними на столе и буквально говорит: «Возьми меня и положи на колени! Я буду защищать твою одежду, я пригожусь тебе, если захочешь промокнуть губы».

Большинство из нас просто неловко и нервно откладывают салфетку в сторону. Все потому, что мы не привыкли с ней обращаться. Некоторым в детстве даже не объясняли, как ей правильно пользоваться. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал подобную «салфеткофобию», то донесите до него эту информацию.

Чтобы показать пользу полотняной салфетки достаточно будет одного эксперимента. Можете разбить его на два этапа — обед без салфетки и с ней.

В первой части не используйте салфетку и обратите внимание ребенка на то, как не эстетично выглядит бокал (чашка, кружка). Во второй — возьмите новую посуду и подготовьте салфетку, чтобы использовать ее во время еды перед тем, как отпить напиток.

После, исследуйте бокал вместе со своим чадом, можете даже посчитать, сколько на нем осталось следов — от губ и пальцев (если вы, например, брали его рукой, испачканной едой).  Затем, возьмите второй бокал. Он совершенно точно будет выглядеть значительно чище, ведь в этом случае вы использовали салфетку.

Лучше проводить данный мастер-класс дома во время еды. В ресторане или кафе это будет выглядеть неуместно.

Совет

Во время домашних завтраков, обедов, ужинов всегда кладите салфетки. Для ежедневных приемов пищи необязательно использовать полотняные. Их вполне можно заменить большими бумажными. А вот в выходные для семейных обедов и ужинов доставайте текстильные салфетки. Пользуйтесь салфеткой сами и поощряйте это делать ребенка. Только ежедневная практика позволит легко и непринужденно обращаться с этим предметом сервировки.

Когда конкретно использовать салфетку?

  • Во-первых, когда вы понимаете, что едите блюдо, которое совершенно точно может оставить след на губах, или когда вы осознаете, что уже испачкали их.
  • Во-вторых, перед тем как отпить из бокала. 

Правило 4. Приручи нож и вилку

Ребенок, умеющий пользоваться вилкой и ножом, вызывает неподдельное умиление. Да и шансы того, что ваши сын или дочь набьют рот большими кусками какого-нибудь блюда (смотрите правило 2), стремятся к нулю.

Совет

1. Положите рукояти вилки и ножа на раскрытые ладони. Зубцы вилки должны «смотреть» вверх, а лезвие ножа — повернуто влево (у левшей —  вправо).

2. Далее пусть все пальцы, кроме указательных, начнут «обнимать» рукояти ножа и вилки.

Напоследок подскажу вам маленькую хитрость. Когда у ребенка обе руки заняты вилкой и ножом, у него нет возможности «зависать» в телефоне, сидя за столом.

Рекомендуем