Пожалуй, нет родителя, который никогда не задавал бы себе вопрос, с чего это мальчик-одуванчик, который улыбался маме и слушался папу, вдруг как закричит, как тарелку толкнет, как всю кухню борщем зальет. И вопрос, кстати, очень правильный. Потому что наказывать ребенка до того, как найдете ответ — все равно, что писать «Войну и мир» методом случайного подбора букв. В принципе, есть шанс написать… Но минимальный. К сожалению, большинство родителей восклицание «с чего это он?» относят к разряду риторических вопросов. Или даже разрешенных обществом междометий. Что-то вроде «Эх», «Ой», «Ну вот…». Никто же не ждет детального анализа вашего «ой». Но лучше разобраться с ним сейчас. И даже отступить на шаг назад, туда, где суп еще не был превращен в арт-объект на стенах кухни.

Хорошая мама: правда и мифы о материнстве

Рамки спокойствия

На Интернет-форумах молодых мам не проходит дня, чтобы кто-нибудь из участниц, едва заметным движением поправив на себе белое пальто, не написал: «А я никогда не наказываю своих детей». И дальше что-нибудь модное про уважение к личности.

В реальности уважение к личности проявляется помимо прочих качелей, каруселей еще и в наказании этой личности, если она набедокурила. Потому что вообще без наказаний личности расти тяжело, страшно и тоскливо.

Дайте понять, что, даже порицая поступок ребенка, вы не отталкиваете от себя его самого. Что он для вас все равно любимый

Психика дошкольника незрела. И он, несмотря на то, что может назвать себя по имени-отчеству, не умеет расти без взрослых. Ему нужны любовь, понимание и наказания.

Мы объясняем малышу, что здороваться — хорошо, а перебивать старших плохо. Что маме будет приятно услышать: «Я тебя люблю!» и очень больно — «Уходи, ты плохая!»

Но одного лишь спокойного объяснения малышу недостаточно. Ему нужно проверить этот мир на прочность. Мама говорила, что рисовать на обоях нельзя. А хочется. И мамы нет рядом. Ну-ка… Ой! Мама увидела, заругала, забрала карандаш. Мир предсказуем. И мама говорила, что на обоях нельзя. Ну хорошо, буду знать.

Конечно, в такую логическую цепочку мысли детей не выстраиваются. Но суть именно такова: ребенку нужны наказания как некий «заборчик», внутри которого он растет — как маленькое, но набирающее силы деревце. Вырастет немного, будет справляться сам.

А вот если с самого рождения никаких рамок не было, «деревце» мотает из стороны в сторону, и расти ему тяжелее.

10 фраз родителей, которые вырабатывают у ребенка комплексы

Наказывать ребенка надо. Не часто и не за любые «прегрешения», но надо. Вопрос только один: как? Вы найдете на него ответ после того, как поймете, «с чего это он…»

История 1

Крах монитора

Срочная работа не давала никаких шансов на тихий домашний вечер. Марина искренне хотела поиграть с сыном, но отчет, который должен был появиться к утру, перетягивал все одеяло маминого внимания на себя. Сначала она выдала четырехлетнему Кириллу краски и карандаши. Потом — машинки. Через полчаса сын начал скандалить.

— Кирилл, прекрати! Кирилл! Ну перестань! — прикрикивала Марина, не отрываясь от отчета.

Глухой удар — и угол монитора зацвел пикселями: прилетевшая в него машинка не оставила монитору шансов. Наказание было жестким. Марина еще никогда так не кричала на сына, его попа не избежала контакта с материнской ладонью.

С чего это он? Причина — мамина занятость. Как можно было бы этого избежать?

Четко проговорить: «Сегодня мне нужно поработать. Я должна заработать нам деньги, чтобы мы смогли купить билеты в цирк. Давай я поработаю полчаса, потом поиграю с тобой 10 минут, а потом еще поработаю».

Как наказать? Не кричать не получится — очень уж ситуация обидная. Но будет вполне уместно сказать после крика: «Извини, что кричала, я просто очень расстроилась». И сообщить, что цирк теперь откладывается до лучших времен.

История 2

Скакалка как оружие

Лиза была «неуклюжкой». Это папа ее так называл. Все дети уже начали ходить, а Лиза нет. Все уже побежали, а Лиза нет. Все научились скакать через скакалку, а Лиза…

Лиза искренне пыталась, но синхронизировать движения ног и рук не удавалось. Она прыгала, обижалась, снова прыгала — без толку. А девочки со своими скакалками прямо летали.

Лиза сжала губы, взяла свою скакалку за ручки — и со всей силы стегнула ею по ногам Милы, самой лучшей скакальщицы. На Милиных ногах вздулись кровоподтеки. Папа закричал Милиным родителям, что Лиза случайно. А дома отругал ее так, что Лиза даже во сне всхлипывала и шептала: «Папа, не ругай, папа, не ругай».

С чего это она? Острую зависть могут испытывать и дети. В Лизе бушевал целый вулкан эмоций: ей было обидно, что у нее не получается, завидно, тоскливо, что ее никто не утешил… Она не выдержала и выплеснула свой фонтан на самый сильный источник раздражения — подругу Милу.

Как наказать? Не врать, придумывая мнимые оправдания. Лиза стегнула Милу не случайно. Разозлиться — логично! Девочка должна понять: если тебе плохо и ты из-за этого обидишь другого, станет только хуже. Отругать, а потом обнять и сказать: «Я понимаю, как тебе обидно. Но ты научишься прыгать!»

НЕ СТОИТ РУГАТЬ РЕБЕНКА ЗА ТО, ЧТО ОН СДЕЛАЛ НЕЧАЯННО. ВСЕ МЫ ИНОГДА РОНЯЕМ ЧАШКИ. НО И НЕ ОТСТРАНЯЙТЕ МАЛЫША ОТ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБКИ

История 3

Пролитый компот

— Сашка, не крутись! — мама прикрикнула, на секунду оторвавшись от плиты. Двухлетний Сашка, сидя в детском стульчике, маминому призыву не внял. Ему было слишком весело — а потому Сашка размахивал руками, дрыгал ногами и… ой, чашка с компотом упала и разбилась.

— Ну Сашка! — обиделась его мама. — Ну что за наказание!

Она долго причитала над своей горькой судьбой, но потом взяла в руки тряпку и принялась вытирать стол.

С чего это он? От невнимательности. Саша не собирался опрокидывать чашку. Он вообще не планировал хулиганить.

Как наказать? Да не нужно наказывать. Искренне огорчиться. И посмотреть на сына: «Давай вместе вытирать! Эх, придется поработать. В следующий раз будешь внимательнее».

Текст: Светлана Иконникова, психолог
Фото: Jamie Grill/Iconica/Getty Images; ShutterStock/Fotodom.ru
Рекомендуем