Это естественно и нормально для маленьких детей — считать, что опасные люди (злодеи) страшные, говорят грубыми голосами, одеты в черное и как-то по-особенному себя проявляют (сверкают глазами, стучат зубами). И это даже правильно для становления детской психики на определенном этапе — зло должно быть легко узнано.
В жизни, увы, не так. Мы должны дать детям иную картинку, вне понятий красивое и некрасивое и даже вне понятий добра и зла, просто потому что доброе лицо и голос далеко не всегда равно хороший человек, а не самое симпатичное лицо не означает, что перед тобой «злодей», как часто думают дети. И желательно еще сделать это без запугиваний (то есть без рассказов про разбойников, которые бегают по улицам и кушают детей).
Мы говорим о «знакомых» и «незнакомых» и устанавливаем детям не запреты, а правила. Почему именно так и какие это правила, узнаешь ниже.
Почему не работает «нельзя»
«Нельзя» и «не надо так делать» не работают по очень простой причине: ребенок просто не знает, как надо, и теряется. А еще бывает иногда так соблазнительно нарушить запрет.
Или ситуация посложнее. Ребенок стоит возле дома, он ждет маму. Подходит соседка: «Ты что здесь стоишь один? Пойдем, отведу тебя домой!» Или даже: «Пойдем, у меня маму подождешь!» Малыш размышляет: «Вроде как мама учила не уходить с незнакомыми, но соседка же знакомая, ее зовут баба Нина, и мама с ней здоровается и иногда разговаривает. Значит, можно?»
Из этих примеров ясно, что стоит знать и уметь ребенку, чтобы непростая для него ситуация не стала опасной.
Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
- Яндекс Дзен
- Телеграм
- ВКонтакте
- YouTube
Как объяснить ребенку, кто такие незнакомые люди
Незнакомые — это все, кого мы не можем назвать знакомыми.
Причем это личное общение, то есть мы проводим с ними время и знаем о них не только имя, но и где живут, что любят, чем интересуются, даже чем болеют и так далее. Все остальные — незнакомые и малознакомые люди.
Незнакомые — это прохожие, люди в магазинах и в транспорте, родители детей на детских площадках, курьеры и почтальоны. К незнакомым мы условно относим также малознакомых людей — соседей, с которым здороваемся, консьержек в подъезде, охранников в школе и в детском саду и даже врачей и учителей, если мы не на приеме у врача и не в школе в данный момент. А еще это друзья в интернете, да-да. Для простоты ребенку можно назвать всех этих людей словом «чужие».
Все ли незнакомцы опасны
Нет, конечно. Большая часть людей вполне порядочные и не представляют никакой опасности. Но, к сожалению, не все. На лицах у людей даже в сказках не всегда написано, какие они (вспомни коварную старушку из цветочного сада, которая задержала Герду на несколько месяцев, или ведьму из пряничного домика — яркий пример эффекта ореола). А в повседневной жизни тем более.
Поэтому мы соблюдаем со всеми людьми, которых недостаточно хорошо и недостаточно лично знаем (то есть со всеми незнакомыми и малознакомыми) определенные правила. Зависят эти правила от того, находится ребенок с тобой, или он один.
-
Не пропустите
4 правила поведения с незнакомцами, когда ребенок один
Вернемся к ситуации, которую мы уже описывали, — кто-то предлагает ребенку конфету либо что-то еще. Или просит о помощи. Или вообще куда-то зовет. Что делать ребенку?
1. Говорим: «Нет!»
«Нет» надо говорить и словами, и жестом, то есть выставив вперед ладонь.
2. Делаем шаг назад
Надо увеличить расстояние, дистанцию между тобой и этим приставучим взрослым. Взрослый не отстает, продолжает разговаривать, приближается?
3. Бежим!
Надо убежать или отойти в безопасное место. Не помогло?
4. Кричим: «Помогите!»
Пора звонить родителям, кричать, звать на помощь. Обрати внимание, сразу бежать и кричать — не совсем адекватная реакция. Сначала «нет — дистанция — уходи», причем уходи, не слушая, что тебе продолжают говорить или давать. И только если чужой взрослый продолжает настаивать, если он пытается не дать уйти, тогда да, можно и закричать, и отбежать.
Что кричать? Известно, как у нас относятся к кричащим детям. Чаще всего как к невоспитанным. Но крик — это способ привлечь внимание к сложной или небезопасной ситуации. Какие именно слова могут привлечь внимание людей и показать, что ребенку нужна помощь? «Помогите!» «Чужой! Помогите!» «Не приставайте ко мне!» «Отстаньте от меня!»
-
Не пропустите
На случай, если чужой взрослый куда-то позовет ребенка, разучи с малышом фразу: «Я вас не знаю, я с вами не пойду!»
Как поступать, если ребенку нужна помощь: 3 базовых правила
Что делать малышу, если он один и ему нужна помощь взрослого? Например, если он потерялся. На этот случай тоже есть свои правила.
- К кому обращаться за помощью? К чужой маме с малышом, к полицейскому (покажи ребенку на улице, как выглядит форма у полицейских и что на ней написано), к охраннику в магазине (если потерялся в магазине) или к кассиру в магазине, официанту в кафе.
- Что сказать? «Я потерялся, позвоните, пожалуйста, моим родителям». Обычно ребенок уже с четырех лет способен запомнить номер телефона родителей. Кроме того, если ребенок не может запомнить номер, пусть он знает, что у него в карманах есть бумажка (а лучше во всех карманах) с контактами родителей (не забудь ее туда положить).
- Что делать дальше? Поговорить с родителями по громкой связи и стоять ждать, пока они за тобой придут. Все! Даже с теми, к кому обращаешься за помощью, никуда не уходим! Еще раз повторите фразу: «Я вас не знаю, я с вами не пойду!»
Еще раз про запреты
Почему фраза «С незнакомыми разговаривать нельзя» не работает? Потому что вся наша жизнь состоит из коммуникаций. Мы постоянно с кем-то разговариваем, в том числе с незнакомыми: в магазинах, госучреждениях, больницах. Мы беседуем с курьерами, сантехниками, попутчиками в транспорте, другими мамами на детских площадках и в поликлиниках...
Разговаривать с людьми, в том числе незнакомыми и малознакомыми, нормально. И дети тоже это делают: знакомятся с другими малышами, болтают с их родителями, играют с аниматорами в детских кафе и парках развлечений.
Запрещая детям разговаривать со всеми незнакомыми людьми, мы ставим их в ситуацию, когда они невольно постоянно вынуждены нарушать наш запрет. Установление четких правил и отработка навыков поведения в сложных ситуациях (когда взрослый что-то предлагает, о чем-то просит, куда-то зовет) гораздо более результативно.
Причем проигрывать нужно несколько раз, периодически возвращаясь к игре (тренировке), потому что навыки, если ими не пользоваться, забываются.