Что делать, если дошкольник не особо рвется извлекать квадратные корни в уме и заучивать наизусть «Евгения Онегина», а предпочитает смотреть мультики и возиться с игрушками?
В своем темпе
Самое главное, что нужно понимать, развивая ребенка: каждое ваше усилие в этом направлении окупится с лихвой, но в то же время выдающиеся успехи вашего чада в первые 6–7 лет жизни не гарантируют, что он и дальше будет опережать сверстников.
Даже наоборот, одни детки начинают говорить фразами в полтора года, а другие — в три, кто-то свободно читает в четыре, а кто-то к концу первого класса все еще разбирает текст по слогам. Но со временем разница нивелируется: приотставшие детки догоняют вырвавшихся вперед, ведь у каждого ребенка свои темпы развития, поэтому расстраиваться из-за того, что какие-то вещи вашему малышу не даются, не стоит. Наверняка есть и такие области, в которых ему нет равных, а отставание в других он ликвидирует в свой срок с вашей помощью.
Коэффициент интеллекта психолог А. Бине придумал в 1916 году и вовсе не для выявления одаренных детей! По этому показателю определяли отстающих в развитии
Что за коэффициент?
В некоторых «продвинутых» школах будущих учеников проверяют не только на умение читать и считать, но и на коэффициент интеллекта, отражающий соотношение уровня умственного развития по отношению к возрасту. Нормальный ребенок должен иметь IQ, равный 100 процентам. Если он достигает 120–135, то речь идет об одаренном малыше, а дети, набравшие больше 160, считаются вундеркиндами.
Но на самом деле коэффициент интеллекта позволяет ориентировочно судить не об умственном потенциале, а всего лишь об уровне развития логического мышления и кругозора малыша, его информированности в разных вопросах. А она зависит от того, много ли занимаются с ним взрослые и в какой семье он растет — в простой или в той, где у родителей по три образования и две научные степени.
Гений или нет?
О том, что высокий IQ не гарантия гениальности, свидетельствуют результаты многолетнего эксперимента американских ученых. Они начали его еще в 1920-е годы, выявив на основании тестов на коэффициент интеллекта полторы тысячи высокоодаренных дошкольников, а затем наблюдали за ними всю жизнь до глубокой старости. Оказалось, что уже к средним классам вундеркинды практически ничем не выделялись среди своих сверстников, а в старшей школе многие из них уступали в успеваемости детям, которые изначально не блистали интеллектом и способностями.
Получается, что надежность таких тестов весьма сомнительна, на их основе нельзя строить долгосрочные прогнозы и делать выводы об одаренности или бездарности малыша.
В чем смысл тестирования
Как уже говорилось, такие тесты выявляют способности ребенка к вербально-логическому, абстрактному мышлению, но у многих дошкольников в силу возрастных особенностей лучше развит практический интеллект. Не учитывают тесты на IQ и того, что по-настоящему одаренный, неординарно мыслящий ребенок может дать ответ, не предусмотренный в тесте, а значит, автоматически считающийся неправильным. Нельзя не учитывать и волнение — порой даже самый умненький-разумненький кроха, распереживавшись в непривычной для него обстановке в присутствии чужих людей, может провалить тестирование.
Более того, детские психологи вообще против предварительного тестирования деток при приеме в школу. Ведь достоверных тестов на уровень интеллекта и степень одаренности не много.
Ставка на творчество
Детские психологи считают, что каждому человеку отпущен определенный ресурс возможностей. Потому специалисты советуют развивать у ребенка не интеллект, а креативность — способность оригинально мыслить и принимать неординарные решения, которые никому другому не пришли в голову.
Это драгоценное качество не подлежит девальвации со временем, напротив, оно формирует нестандартно мыслящих, а значит, безусловно талантливых и неординарных личностей.
✓
Чтобы ребенок вырос таким, поощряйте его самостоятельность и индивидуальность, не навязывайте шаблоны и стереотипы поведения, не отбивайте исследовательскую жилку, живущую буквально в каждом малыше.
Поменьше вечных родительских «нельзя», запретов и ограничений: позвольте крохе проявить себя, пусть даже он пытается изобретать велосипед, не торопите и не мешайте!
✓
Приобщайте к творчеству — рисованию, лепке, пению, игре на музыкальных инструментах, разыгрывайте с малышом сценки, сочиняйте стихи и сказки. Ведь именно в творческих занятиях, в том числе и в игре, проявляется и развивается детская креативность!
Подальше от экрана
✓ Доказано, что многочасовой просмотр телевизора ухудшает творческие способности детей.
✓ Почаще выводите ребятишек на прогулку: приток кислорода активизирует активность мозга.
✓ Обсуждайте события прошедшего дня — это своеобразная зарядка для детского мозга.
Текст: Иван Белокрылов, консультант — Александр Каретников, кандидат медицинских наук.
Тест на креативность
1. Находил ли ваш ребенок необычное применение какому-либо слову или предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности (полгода назад любил рисовать, а сейчас увлекся аппликацией или конструкторами)?
3. Рисует ли абстрактные картинки и/или воображаемые предметы?
4. Любит ли малыш сказки?
5. Придумывает ли сам истории?
6. Сочиняет ли рассказы и стихи?
7. Вырезает затейливые фигуры?
8. Сделал или додумался сам до того, о чем не знал или чего не существует (например, придумал вымышленного героя и нарисовал его, сочинил ему биографию)?
9. Возникает ли у него желание поступить по-своему?
10. Боится ли темноты?
11. Придумывал ли новые, оригинальные слова, хотя бы одно?
12. Считал ли это слово понятным без объяснений?
13. Пробовал сооружать шалаш в детской, переставлять в ней все по-своему?
14. Угадывал ли в раннем детстве назначение предметов, которые видел впервые?
15. Самостоятелен ли в выборе одежды?
16. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
17. Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?
18. Просит ли рассказать о явлениях природы и окружающего мира?
19. Любит ли слушать книжки без иллюстраций?
20. Изобретает собственные игры и развлечения?
21. Помнит ли и может ли рассказать свои сны или пережитые впечатления?
Подсчитайте ваши баллы и узнайте результат
Начисляйте по баллу за каждый утвердительный ответ и подсчитайте их в конце
Менее 4 баллов
Малыш очень послушен и исполнителен, взрослые хвалят его за это, но ему явно не хватает фантазии и креативности. Пробуждайте в нем творческий дух!
От 4 до 8 баллов
Ребенок может проявить творческие наклонности и изобретательность в чрезвычайных обстоятельствах, но в обычной жизни он более склонен к практической деятельности, которая не требует полета фантазии.
От 9 до 14 баллов
Ваше чадо проявляет большую сообразительность, достаточную для многих областей знаний. Стимулируйте ребенка к более креативному поведению.
От 15 до 19
Малыш богато одарен, но ленится применять свои способности. Он находчив и сообразителен лишь тогда, когда заинтересован в получении какого-либо подарка. Пользуйтесь этим!
От 20 до 21
У вашего ребенка есть собственное мнение обо всем на свете, он не по годам самостоятелен, сообразителен и невероятно талантлив. Похоже, что у вас растет маленький гений!