Будучи детьми, мы не анализировали, что с нами происходило. Мы просто жили и проживали положительные и травмирующие нас обстоятельства. Лишь став взрослыми, мы начали понимать, что причины наших комплексов и проблем с самооценкой нужно искать где-то среди школьных коридоров, семейных ценностей и давно забытых дворовых компаний.
Однако это понимание — не гарант того, что, воспитывая своего ребенка, мы не совершим аналогичных ошибок. Наоборот, рассуждая в стиле «как бы я хотел, чтобы общались со мной в детстве», многие родители часто допускают серьезные промахи. Узнали у психолога Айны Громовой,
Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
- Яндекс Дзен
- Телеграм
- ВКонтакте
Самооценка как фундамент развития личности
Заложить основу человека со здоровой самооценкой должны в среде, в которой развивается личность. В первую очередь это касается семьи, ведь дети учатся восприятию жизни, общаясь со взрослыми и значимыми для них людьми. Ближайшее окружение ребенка закладывает в его сознании фундамент из определенных мыслей, реакций, в частности, по отношению к самому себе. Именно эта база станет основой, на которой в будущем человек будет выстраивать свое мировоззрение.
«Подавляющее большинство взрослых в полной мере понимают степень важность детской самооценки, потому что на своем опыте знают, что очень многое в их жизни было сделано не правильно. Какими бы не были семья и окружение ребенка, он в любом случае будет развиваться. Важно другое — качество этого развития. У кого-то будет хорошая развивающая среда — родители, которые понимают ребенка, осознанно подходят к родительству и стараются воспитывать сына или дочь со своим внутренним хорошим ресурсом, в том числе ресурсом самооценки. Но это происходит не так часто, как хотелось бы. Многие дети растут в негативно развивающей среде, которая формирует у них либо необоснованно завышенную, либо заниженную самооценку», — сказала психолог.
Ошибка № 1. Что такое внутренний ресурс ребенка и откуда его взять
Предполагается, что каждый человек видит себя без искажений, но это не так просто, ведь это не врожденное умение. Оно формируется в первые 10 лет жизни. К этому возрасту в идеале личность должна быть способна сама оценить свои действия. По словам Айны Громовй, для этого
Ошибка № 2. Как самооценка ребенка зависит от финансов
К сожалению, на практике не все так просто как в теории. Подход некоторых родителей не позволяет их детям стать самостоятельными ни в 10, ни в 15, ни в 25-30 лет.
«Здоровая личность должна иметь конкретный функционал — навыки, которым должен научиться ребенок в развивающей среде. Например, понять, что зарабатывать деньги он будет сам. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы у него был свой собственный финансовый ресурс. Зачастую родители не позволяют проявить своему ребенку самостоятельность — платят за него в школе\институте, а после, когда их чаду уже 25-30 лет, „подкидывают“ денег, потому что работа, на которую он устроился, не приносит необходимого количества денег.
Финансовая самостоятельность — один из главных ресурсов, которые необходимо развивать», — отметила психолог.
«Когда ребенок хочет устроиться на подработку в подростковом возрасте, не нужно его отговаривать, говорить, что ему еще рано работать, что он не справится и все в этом роде. Подобная занятость поможет ему в будущем без проблем себя обеспечивать. Если стремишься быть осознанными родителями, думай в ключе: «Когда я даю ребенку деньги, это мой финансовый ресурс. Когда ребенок думает о том, как ему самому заработать — это проблески его собственного финансового ресурса». Такой подход позволит снизить уровень беспокойства и повысит кредит доверия к сыну или дочери, а также положительно скажется на самооценке ребенка», — уточнила Айна Громова.
Ошибка № 3. Как не воспитать инфантильную личность
Этот промах следует из всего вышесказанного, но акцент будет на умении родителей не вмешиваться во все подряд проблемы детей. Лишая свое чадо возможности самому разрешить посильную ему ситуацию, беспокойные мамы и папы оказывают себе медвежью услугу.
«Когда родители решают проблемы детей они используют свой ресурс и блокируют наработку его собственного. Поэтому важно, чтобы ребенок в раннем и подростковом возрасте умел разобраться в ситуации самостоятельно. Так он будет шаг за шагом учиться оценивать возможные риски и находить наиболее выгодные пути решения. Отсутствие этого базового функционала говорит о незрелости личности. Иными словами, мы получаем человека, который так и не научился быть взрослым.
Ошибка № 4. Страшно перехвалить
Подавляющее большинство родителей понимают степень важности самооценки, но не понимают, как ее сформировать правильно.
«Заниженная самооценка формируется, в частности, из-за отсутствия похвалы. Мамы и папы в этом случае уверены, что подобного рода поддержка может плохо сказаться на их сыне или дочери и лишний раз предпочитают не отмечать их заслуги, думая, что так их ребенок не станет выскочкой и наглецом, а будет скромным человеком. Однако это большое заблуждение. Результатом замалчивания поощрений, которых ребенок действительно достоин, или умаление его заслуг, становится сложная социальная адаптация. У детей с заниженной самооценкой пубертат проходит очень сложно, так как они стараются лишний раз не проявлять инициативу, боятся брать на себя ответственность, но при этом всегда ждут похвалы и страдают от того, что он не лидеры», — сказала психолог.
Отсутствие похвалы также чревато тем, что ребенок с годами начинает делать все, чтобы получить ее. Часто в подростковом возрасте это становится причиной попадания в сомнительные компании, лидеры которых (зачастую старше по возрасту) быстро находят слабое звено в характере и умело им манипулируют.
«Человек с заниженной самооценкой будет себе многое не позволять, боясь покинуть зону комфорта, часто будет идти на уступки или делать что-то в угоду другим, чтобы они их похвалили и усилили их самооценку хотя бы ненадолго», — отметила эксперт.
Ошибка № 5. Мой ребенок лучше всех!
Другая крайность — это беспричинная похвала. Буквально на пустом месте. По словам Айны Громовой, родители, которые выбирают подобную тактику, часто опираются на свой негативный опыт, вспоминая о том, что их в детстве редко хвалили, часто обижали и внушали, что добро должно быть с кулаками.
«Получив в детстве травму подобного рода и сами став родителями, такие взрослые начинают делать из своего ребенка «пупа Земли» или кумира семьи, осыпая его всем тем, чего хотели, но не получили сами. Любые действия детей в подобных семьях оценивают по высшему баллу и никогда не критикуют. Во всех его бедах родные винят других людей — одноклассников, учителей, соседей — утверждают, что он особенный, восхищаются тем, что по факту не является особой заслугой.
Дети с необоснованно завышенной самооценкой, привыкшие к похвале по любому поводу, страдают, не получая желаемого отношения от социума. Иногда их непринятие такой реальности может сопровождаться всплесками агрессии. Подобная модель воспитания, как и предыдущая, делает детей крайне незащищенными людьми, которые в будущем обречены на искаженный путь.
«Человек, чью самооценку родители возвели до максимума, восторгаясь любым его шагом, всегда будет находиться в „ножницах“ высоких амбиций и низких реальных достижений. Мой совет, не воспитывайте детей по каким-то своим „скриптам“. Вместо этого чаще задавайте им вопрос: