Не пытайся решить проблему с помощью скандала — в большинстве случаев это не дает результата. Учись спокойно и, главное, грамотно отстаивать свои права. Первое, что нужно сделать — обратиться с письменным заявлением к руководству организации, с сотрудником которой возник конфликт. А если на твое письмо не отреагируют, обратись в контролирующие органы или общественные организации.
Если тебя обидели…
…в магазине
В случае, если тебя обсчитали, нужно жаловаться в Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), которое есть в каждом отделении ОВД. При этом обязательно укажи реквизиты компании, к которой ты предъявляешь претензии. Если речь о магазине, аптеке, рынке и т. п., то эта информация (юридический адрес, ИНН) обычно есть на информационном стенде. Проблемы с некачественным товаром или услугами можно решить, обратившись в Роспотребнадзор (rospotrebnadzor.ru).
…в поликлинике
Пожаловаться на нерадивых врачей можно, написав в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и соцразвития. Оформить жалобу лучше всего на официальном сайте этой службы (roszdravnadzor.ru) или в одном из ее региональных отделений.
…в банке
Претензии к банкам и обменным пунктам, которые тоже принадлежат конкретным банкам, предъявляй через Центробанк. Именно он может лишить банк лицензии. Телефон горячей линии Центробанка РФ: (495) 771-91-00.
…в полиции
Решить проблемы с правоохранительными органами поможет обращение через «Правоохранительный портал РФ». Здесь можно подать заявление не только в Управление собственной безопасности (УСБ), но и в Генпрокуратуру и Федеральную налоговую службу.
…в школе
Первый шаг после непродуктивного разговора с директором школы — написать подробную жалобу в Департамент образования своего города. Если это не помогло, обращайся в в Министерство образования и науки РФ. Адрес сайта, где можно оставить заявление: mon.gov.ru.
Помощь специалистов
Эксперт — Светлана ТРУДИНОВА, Национальная юридическая служба, amulex.ru
Правильно составить жалобу всегда помогут в Обществе защиты потребителей. Его отделения есть почти в каждом городе.
Телефон горячей линии: (495) 785-66-77.
Бесплатную юридическую поддержку можно получить в государственных юридических консультациях. Правда, это касается далеко не всех — только малоимущих, инвалидов и и пенсионеров.
Если нарушают ваши права
При нарушении санитарных правил (в подъезде, магазине и т. п.) обращайся в Санитарно-эпидемиологическую службу своего города.
При возникновении шума от строительства, проблем в новостройках тебе помогут в Государственной жилищной инспекции.
Для пресечения жестокого обращения с детьми пиши в Органы опеки и попечительства своего города.
30 дней и не больше, чиновник может рассматривать зарегистрированную жалобу. После этого он обязан ответить. Источник — закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Как написать жалобу
Эти рекомендации помогут тебе правильно составить и отправить официальное письмо.
✓ Адрес
В правом верхнем углу напиши название организации, куда направляешь письмо, и имя ее руководителя. Эту информацию можно найти на официальном сайте. Если имя руководителя не известно, напиши просто: Руководителю отдела. Обязательно укажи, от чьего имени отправляется письмо (ФИО). В конце не забудь написать свой электронный адрес — для получения ответа.
✓ Основной текст
Он должен быть максимально лаконичным и точным. Лучше четко выделить суть своих претензий уже в первом предложении. Письмо не должно быть длинным — не больше одной печатной страницы. Не используй разговорную лексику, прозвища, жаргонизмы. Также не употребляй слова, которые можно трактовать неоднозначно. Старайся писать короткими предложениями, концентрируясь только на значимых фактах и точной последовательности событий. Указывай все цифры, которые имеют отношение к делу: даты, количество, цену, сумму, размер и т. п. В конце не забудь указать дату отправки письма и подписаться.
✓ Приложения
Если для подтверждения твоей правоты нужны какие-то документы: чеки, договоры, фотографии, письма и т. п., обязательно приложи их копии к жалобе. Если ты отправляешь обычной почтой — бумажные копии, если электронной — отсканированные. Так же, при отправке почтой, не забудь приложить копию своего паспорта.
Как подавать жалобу?
Лучше всего сделать это лично, в районном отделении той организации, куда ты пишешь. Обязательно проследи за тем, чтобы письмо зарегистрировали. Подавай его сразу с копией — на втором экземпляре тебе должны поставить штамп с указанием регистрационного номера письма. Если ты подаешь заявление в электронном виде, то тебе на электронную почту сразу должно прийти официальное уведомление о том, что письмо зарегистрировано под таким-то номером.
Ждем ответа
О чем бы ты ни написала в своей жалобе, в течение месяца тебе обязаны ответить. По электронной почте, обычным письмом или (если ты в своем обращении дала на это согласие) в форме устного ответа по телефону или лично. Даже если жалоба не будет принята, тебе обязательно должны сообщить об этом и пояснить причины отказа.