«Отстаивай свои личные границы»

В советское время понятия «личных границ» не существовало, ведь ребенок был частью системы. Родители не научили нас думать и заботиться о себе, увольняться с нелюбимой работы, заканчивать неприятные разговоры, расставаться с «токсичными» людьми. Но главное - нас не научили понимать, как с нами поступать можно, а как - нельзя.

«Пробуй еще раз и еще»

За разбитую тарелку или двойку по алгебре нам прилетал подзатыльник и крики: «Ты у меня сейчас дождешься!», «Если ты еще раз...» и все в таком духе. Родители намеренно пугали нас разными способами: шлепками, ремнем, угрозами. А вот веру в собственных успех, здоровое любопытство и желание справиться с трудной задачей внушить нам не пытались. И получили подавленных, не принимающих и не любящих себя детей. А потом и взрослых.

«Делай то, что нравится, а не то, что «надо»

Куда там! Даже отдых советского ребенка был полностью пропитан идеологией. Ты ведь помнишь все эти путевки в пионерские лагеря, бесконечные линейки, разучивание патриотических песен? Ни родителей, ни педагогов не волновало, что кому-то это не нравится. Советский ребенок знал слова «должен» и «обязан», а про внутренний голос, собственные желания и предпочтения он не слышал. Мы ведь даже не могли выбрать блюдо на обед: ели, что дают, а не то, что нравится.

«Люби себя не за что-то, а просто так»

За хорошие оценки - поощрение, за порванные брюки - наказание. Родители внушали нам, что любовь и похвалу всегда нужно заслужить. Они забыли сказать нам, что самое сложное и вместе с тем - важное - это научиться любить себя просто так. Не за ум, красоту, силу или успех, а просто так, ни за что. Это называется безусловная любовь. И теперь, будучи взрослыми, нам этого умения так не хватает. 

«Будь именно собой, а не частью целого»

С детского сада родители и педагоги учили нас быть такими, как все: выделяться - это плохо, быть другим - значит быть чужим. Нам рассказывали, что человек - коллективное существо, «маленький винтик большого механизма». Советского ребенка не научили ценить внутреннее «Я», уважать собственные цели, быть индивидуальностью и выражать эту «непохожесть» разными способами. Советский ребенок не знал, что можно быть «другим». 

«Совершай свои ошибки»

Пословица о том, что на своих ошибках учатся только дураки, плотно засела в головах советских детей. Родители не предупредили нас о том, что можно проживать свою жизнь, не оглядываясь на других; наступать на одни и те же грабли столько раз, сколько потребуется; совершать самые глупые, зато - свои ошибки. Зарабатывать «шишки», обретая собственный бесценный опыт — это большое счастье, но нам об этом не сказали. 

«Никому ничего не доказывай, потому что ты не должен»

Чем больше мы пытаемся кому-то что-то доказать, тем менее уверенными в себе мы становимся - это прямая зависимость, и здесь кроется большая опасность. Наши родители сами не знали о ней, поэтому не передали это знание нам. Все твердили ребенку: «ты должен», «а что люди подумают?», «докажи папе, что ты можешь». В итоге ребенок вырос, а вместе с ним выросла его неуверенность в себе и огромное желание всем вокруг что-то доказывать.

Рекомендуем