Для многих детей проигрыш — это настоящая катастрофа, сопровождающаяся слезами, криками или даже вспышками гнева. И если такое положение вещей не пытаться изменить, в дальнейшем реакция на провал будет проявляться все острее. Как вести себя родителям ребенка, не признающего поражений, и как научить его выражать свои эмоции адекватно?
Почему ребенок не принимает поражений?
Стремление побеждать, быть первым — это важное качество, которое помогает добиться успеха в жизни. Однако необходимо понимать, что, когда человек готов заплатить за выигрыш любую цену, а из-за провала у него случается потрясение, речь идет о серьезной проблеме.
Почему дети всегда хотят быть первыми? Родители с раннего детства без какого-либо умысла прививают ребенку установку о том, насколько важно и хорошо быть первым. «Кто первым съест всю кашу?», «Кто первым угадает слово?», «Кто первым найдет спрятанную вещь?». И в таких состязаниях родители чаще всего поддаются ребенку, а затем аплодируют ему за его победу. И когда ребенок, привыкший побеждать, попадает в детский коллектив, он получает серьезное разочарование: есть дети, которые делают что-то лучше. А иногда и намного, намного лучше.
Некоторые родители, напротив, сосредотачивают все внимание на неудачах — критикуют за любые промахи, ведут беседы о том, как плохо быть проигравшим, насколько ущербно занимать даже второе место. Итог тот же: ребенок во что бы то ни стало старается во всем быть первым. Игра и победа в этой игре становятся для него способом самоутвердиться, почувствовать собственную значимость. Проигрыш же означает то, что эта значимость снова утрачена.
Если спросить ребенка, болезненно реагирующего на проигрыши, почему он так расстраивается, ответы будут примерно следующими:
- «Выигрывать — это хорошо, а проигрывать — плохо. Если я проиграл, значит, я сделал что-то плохое»;
- «Если я не выиграл, слабый, ничего не умеющий»;
- «Неудачников не любят, со мной никто не захочет дружить»;
- «Если я не выиграл, значит, все мои усилия напрасны и незаметны, они ни к чему не приводят и не приносят результата».
Родителям важно, прежде всего, научить детей не только уметь принимать проигрыши, но и правильно воспринимать само состязание. Оно никогда не должно превращаться для ребенка в нечто, что показало бы, насколько он ценен и важен, достаточно ли он хорош сам по себе.
Чужая победа не должна становиться поводом упрекнуть себя в несостоятельности — в таком случае все последующие игры будут начаты только за тем, чтобы хоть на какое-то мгновение ощутить свое превосходство над другими. В результате в постоянное состязание превращается вся жизнь.
Не только результат
Конечно, выигрывать — это очень приятно, мотивирует и вдохновляет на дальнейшие свершения. Но что, если попробовать сосредоточиться на самом процессе достижения цели? Родителям стоит научить своего ребенка получать пользу от каждого этапа работы и находить в этих этапах свои маленькие победы.
Пусть сегодня ребенок снова не стал первым, но он стал намного сильнее, чем вчера. Возможно, сам процесс достижения цели позволил ему изучить какой-то вопрос, лучше разбираться в своих сильных и слабых сторонах, лучше понимать самого себя в целом.
Личный пример
Чтобы научить ребенка проигрывать, взрослому следует задуматься о собственной реакции на проигрыши. «Как я реагирую на свои провалы и неудачи? Радуюсь ли я за друзей, когда они преуспевают в чем-то, или только раздражаюсь из-за того, что у меня не получается так же?».
Родителям важно, прежде всего, разобраться в себе, проработать свои собственные проблемы, а затем начать подавать ребенку личный пример. Видя, что родители ведут себя спокойно, когда у них что-то не получается, дети будут следовать этому примеру, они сами захотят вести себя так же.
Похвала и поддержка
Как детей, так и взрослых очень мотивирует похвала. Поощряйте ребенка за достижения и отмечайте любые моменты, в которых он старался, проявлял себя с лучшей стороны. Пусть сегодня он проиграл в состязании, но в процессе всей игры он был сильным, упорным и терпеливым, он сумел довести дело до конца, не побоялся и не отступил.
Поддержка заставит ребенка поверить в себя, а это, в свою очередь, позволит ему преодолеть страхи перед новыми заданиями и ситуациями, а также научиться не завидовать чужим успехам. Очень важно воспитывать в ребенке чувство собственного достоинства и веру в то, что у него все получится.
Право на ошибку
Позвольте своему ребенку ошибаться и приобретать негативный опыт. Такой опыт научит детей понимать, как действовать в той или иной ситуации, видеть последствия своих поступков. Задача родителей — не ограждать детей от трудностей, а помогать им переживать провалы и неудачи, поддерживать их, когда они в этом нуждаются.
Попробуйте донести до ребенка мысль о том, что ошибки — это важная часть жизни, и что проигрыши тоже необходимы. Именно ошибки учат человека, они позволяют ему понять, как действовать правильно в дальнейшем.
Отказ от упреков и подшучиваний
Даже самые безобидные шутки над проигрышем ребенка — это абсолютно неуместно. Если ребенок расстроен, любая шутка может показаться ему трагедией. Упреки тем более должны быть под запретом. Важно избегать таких фраз: «Я так и знала, что ты проиграешь!» или «Зачем вообще нужно было участвовать, я же говорила, что ничего не выйдет!».
В моменты, когда ребенок осознал, что он в чем-то уступил другим, его необходимо поддержать, однако поддержка в то же время не должна превращаться в причитания и бесконечные сюсюканья. Не нужно устраивать из проигрыша драму космических масштабов — важно вести себя спокойно и естественно. Можно провести совместную работу над ошибками, помочь ребенку понять, в какую сторону ему двигаться и что тренировать, чтобы быть еще сильнее.
Не приукрашайте
Если ребенок проиграл, делать вид, что все прекрасно и замечательно, тоже не нужно — наигранная радость и легкость только добавит напряжения. Кроме того, ребенок может подумать, что родителям просто наплевать на его провал, и что они не считают пройденное состязание важным и значимым. Как уже отмечалось, важно сохранять спокойствие и естественность.
Радость за победителя
Чтобы проигрывать достойно, важно уметь искренне поздравить победителя и разделить с ним его радость. Это качество по-настоящему сильного человека, это и есть маленькая собственная победа. Если ребенок не чувствует себя плохим, никчемным, слабым из-за того, что он занял последнее место в состязании, это уже делает его победителем.
Важно донести до ребенка, что чужое достижение — это тоже труд, который нужно уважать. Чужое достижение — это опыт, развитие и мотивация для того, чтобы стать еще лучше.
Чаще играйте и состязайтесь
Ребенку, не умеющему проигрывать, по возможности следует организовывать как можно больше командных игр. Когда ребенок играет не один, поражение кажется ему менее обидным. Кроме того, когда той или иной цели добивается целая команда, сам процесс игры становится другим — в нем находится место поддержке, сплочению, взаимовыручке.
Все это учит ребенка дружить, работать в команде, сопереживать и поддерживать других. В дальнейшем ребенок, который принимал участие в командных играх и проигрывал вместе с остальными участниками, будет более спокойно воспринимать и собственные неудачи — те, которые приходится переносить одному.
Также важно помнить, что основная работа с ребенком должна вестись не в момент выигрыша или провала — все необходимые знания и умения он должен получать в повседневности, в своей обычной жизни. Это и работа по укреплению самооценки, и по управлению своими эмоциями, и по формированию адекватного взгляда на жизнь.
И в заключение — самая важная рекомендация. Родителям необходимо постоянно давать ребенку понять, что он любим и ценен вне зависимости от промахов, побед и достижений. Он любим просто за то, что он есть. Если дети знают, что любви дорогого человека не нужно добиваться, если они понимают, что их не будут любить меньше за ту или иную неудачу, тогда ни одно соревнование не будет вызывать у них беспокойство. И даже последнее место на пьедестале они воспримут лишь как бесценный опыт и мотивацию для достижения новых целей.