Фото Peter Fazekas, pexels

Долгосрочное психологическое исследование водителей, которое проводится уже 20 лет, выявило связь между стилем вождения, несчастными случаями и повседневным поведением, таким как употребление нездоровой пищи или алкоголя.

Исследователи также обнаружили доказательства того, что эта взаимосвязь коррелируется с генетическими изменениями в метаболизме серотонина — того же нейротрансмиттера, на который нацелены многие антидепрессанты. Это говорит о том, что рискованное поведение за рулем и в жизни может иметь общую психологическую основу.

В инновационном исследовании ученые из команды профессора Яануса Харро из Тартуского университета (Эстония) объединили психологические, генетические и биохимические данные уникального эстонского психобиологического исследования поведения на дорогах с полицейскими и страховыми записями.

В исследовании приняли участие 817 водителей (49,2 % мужчин, 50,8 % женщин). В течение определенного периода времени они заполняли анкеты для измерения таких факторов, как импульсивность и агрессия; кроме того, они сдали несколько анализов крови и прошли через генетический анализ.

Исследователи обнаружили генетическую связь между стилем вождения и повседневным поведением автомобилистов
Фото Maria Orlova, pexels

Соотнеся эти результаты с полицейскими и страховыми базами данных, исследователи начали выявлять некоторые соотношения, связанные с рискованным вождением.

Они сообщают, что 137 водителей, которые платили штрафы за превышение скоростных ограничений, как правило, имели более быстрое время реакции, но также набрали больше баллов по физической и словесной агрессии, более интенсивной физической активности и имели более высокий уровень потребления нездоровой пищи (включая энергетические напитки).

Ведущий исследователь Тынис Токко заявил:

«Мы смогли выявить множество ассоциаций между повседневным принятием риска и рискованным вождением. Например, мы обнаружили, что испытуемые, которые пьют энергетические напитки не реже одного раза в неделю, в два раза чаще ускорялись за рулем, чем те, кто не пил энергетические напитки так часто.

Мы считаем, что потребление энергетических напитков может быть связано с потребностью в возбуждении, а не с тем, что сами напитки являются прямой причиной нарушений правил дорожного движения; психологический склад водителей может привести их как к жажде скорости, так и к желанию потреблять больше энергетических напитков или нездоровой пищи».

Исследователи также изучили генетические особенности водителей-добровольцев. Они обнаружили, что определенные варианты гена, который контролирует транспортировку нейромедиатора серотонина (известного как «гормон счастья»), были связаны с рискованным вождением.

Превышаешь скорость?

• Довольно часто
  • Очень редко
  • Иногда
  • Нет
  • «Мы обнаружили, что определенные варианты генов связаны с рискованным поведением как за рулем, так и в других сферах жизни; но это раннее открытие, и оно все еще нуждается в подтверждении», — сказал Тынис Токко.