Ну вот опять: твой школьник — в слезах, ты — в полуобморочном состоянии. В чем дело? Просто вы уже третий час бьетесь над уроками: даже соседи за стенкой успели выучить таблицу умножения назубок — так громко вы кричали… Почему так происходит? И в чем секрет тех мам, которые спокойно говорят: «У нас нет проблем с уроками»?
Что за капризы?
Обычно сложности начинаются уже в первом классе. Ребенок приходит домой, садится за стол с учебником — и начинаются проблемы: ручка падает, страница случайно рвется, а голова не работает. Конечно, лучше принять меры, не откладывая. Можно выделить три основные причины, по которым домашние задания не даются, — часто они друг друга дополняют.
1 Неудобный режим. В понедельник ты требовала, чтобы ребенок сразу садился за уроки, а в среду забыла о них до вечера. Ну а в пятницу внука забрала бабушка, которая балует его и о домашнем задании даже не заикается. Между тем, удобный график дня необходим (особенно в первые недели обучения, после каникул). Ребенок тратит массу сил на то, чтобы подстраиваться под новые обстоятельства. Нечестно требовать, чтобы в таких условиях он играючи справлялся с уроками.
Что делать? Организовать четкий распорядок — но желательно такой, чтобы домашняя работа не стояла на первом месте. Пусть, придя из школы, ребенок расскажет, что сегодня было, поест, повозится с игрушками, восстановит силы. И только потом попробует сделать то, что задал учитель. Вместе определите время, когда он садится за уроки (без напоминаний и уговоров).
2 Ребенок не понимает предмет. Русский язык сделал бодро, а над математикой долго вздыхает. Родители констатируют: «Нет математических способностей».
Что делать? Не спешить с выводами. Любой ребенок вполне способен освоить всю школьную программу. Да, что-то дается проще, что-то — труднее. Дай ему возможность усвоить материал в своем темпе. Поинтересуйся, что непонятно. Предложи помощь, например, можно поиграть в учителя и ученика. Попробуй объяснить сложное место другими словами. Помогут и занятия в смежных областях: например, технику письма можно улучшить, если пойти в кружок лепки.
3 Он боится совершить ошибку. Это происходит, когда школьник чувствует давление со стороны родителей. Мама переживает, что он не справится с учебой и не сможет найти себя в жизни: как страшно ее подвести! Тревога не дает возможности мыслить ясно: в таких условиях уже не получится аккуратно писать и решать примеры без ошибок.
Что делать? Менять свое отношение к «домашке» и учиться себя контролировать. Поставь себя на место ребенка: ему и так трудно, а тут еще и ты ругаешься! Если понимаешь, что заводишься, сосчитай до десяти или выйди из комнаты.
Важные шаги
Вот несложные приемы, которые помогут наладить ситуацию с уроками.
✓ Перестань делать замечания и переходи к похвалам. Увидела в строчке среди кривеньких буковок одну симпатичную? Скажи ребенку, как ты рада, что он начинает справляться.
✓ Бывает, что тетради просто пестрят помарками. Предложи сыну или дочери сначала писать задание карандашом или пользоваться черновиками.
✓ Если ребенку трудно долго работать за столом, он устает в одной позе, пускай меняет «дислокацию». Например, стихи учить можно стоя, а читать — сидя в кресле-качалке. Ничего страшного, он же сейчас не в классе.
✓ Сын или дочка быстро утомляются и не укладываются в отведенное для уроков время? Делайте несколько коротких перерывов, — после легкой разминки проще сосредоточиться.
Сделал сам
Еще в младшей школе дети должны постепенно привыкать делать домашнюю работу самостоятельно. Полностью переложить эту ответственность уже точно пора к пятому классу — это крайний срок. Не все будет получаться сразу, но ребенок взрослеет и ему важно самому научиться справляться с трудностями, организовывать свое время. Не стой над душой — лучше мягко напомни, подскажи, посоветуй. Когда период проб и ошибок пройдет, ты увидишь, что твой школьник приспособился и вполне все успевает.
! Запиши ребенка в спортивную секцию. Занятия спортом (любимым) повышают мотивацию к учебе: закрепляется связь между «я постарался» и «у меня получилось». Они улучшают кровоснабжение мозга, стимулируют слаженную работу полушарий.