
По данным исследования «Индекс женского здоровья» за 2022 год, проведенного ВЦИОМ и фармкомпанией «Гедеон Рихтер»,
Вера и два брата
Все время, что себя помню, родители говорили о «младшеньком». Не могу сказать точно, сколько мне было в тот момент: может три, может пять. У меня уже был старший брат, которого обожали бабушка с дедушкой. Еще бы, первый внук — самый умный, самый красивый, во всех смыслах «самый». В целом меня тоже не обделяли вниманием и подарками, но это все равно было не то.
Когда мне было девять, у нас в семье все-таки появился младший. Я не испытывала по этому поводу восторгов, а мама и папа, которые то и дело говорили «подойди к нему», «подержи его», «смотри, как он тебя любит», только раздражали. Но корень проблемы был, конечно, не в этом. Отношения родителей после рождения третьего ребенка стали портиться. Сейчас я знаю, в чем там было дело (послеродовая депрессия, другая женщина, трудности на работе), но не хочу вдаваться в подробности.
Ладно, не всю, конечно, но я тоже хотела быть ребенком, хотела, чтобы родители относились ко мне не как ко «взрослой и самостоятельной», а как к «маленькой и миленькой». Но такого не случилось. Я рано повзрослела, в 16 лет ушла из дома и уже тогда поняла, что никаких детей в моей жизни не будет. С младшим братом, кстати, в отличие от старшего, мы до сих пор общаемся не больше, чем «привет-пока-как дела».
Алина и желание жить для себя
Все вокруг твердят, что дети — это счастье, цветы жизни и ничего лучше на свете нет. А я никогда не считала это счастьем, скорее приговором. В моей голове в тот же момент рисуется картина, как я прикована сначала к кроватке, потом к коляске. После к детскому саду, школе, подростковым капризам, «парням, которые хотят от тебя только одного» или «девчонкам, которым нужны только твои деньги». И это еще хорошо, если после совершеннолетия ребенок соберет чемоданы и захочет жить отдельно. Или поступать в вуз в другом городе. Или…
Я получила два высших образования, долго стажировалась в известной фирме, чтобы попасть на хорошую работу с достойной зарплатой. И, если честно, сейчас тот самый момент, когда я могу пожить для себя —
У многих моих подруг уже есть дети. Со многими из них мы пытаемся видеться «как в старые времена», но не выходит. Потому что я понимаю, что после рождения ребенка прежней жизни нет. Да и они это понимают.
Оксана и любимая работа
Я переводчик. И моя работа, если заниматься ей всю жизнь, кажется, вообще не предполагает детей. Стюардесса, которой я тоже хотела стать в юности (и всерьез рассматривала эту специальность перед поступлением, так как с языками и здоровьем все в порядке), рано или поздно «спускается на землю». Но переводчик — совсем другое дело.
Нужно сказать, что я работаю в одной очень крупной компании помощником руководителя. Рабочий день ненормированный, перелеты постоянные, впечатления невероятные. Я очень люблю свою работу и не готова рожать, потому что «часики тикают».
Наверное, для кого-то ребенок — то, к чему нужно стремиться. Для меня, если я хочу продолжать заниматься тем, чем занимаюсь, — обуза и вечное чувство вины (если представить, что я все время буду оставлять его со своей мамой, например). Кажется, все должны слушать себя и делать так, как чувствуешь. Я чувствую, что не хочу быть мамой.
Света и жажда спокойствия
Девятнадцать лет своей жизни я прожила в квартире, расположенной напротив школы и детской площадки. Может, кому-то эта фраза покажется ужасной, но детей я просто ненавижу. Они плачут, орут, вопят, кряхтят или смеются слишком громко. «Слишком», понятно, для меня — но я имею право на свое мнение.
Свои эмоции по поводу я, конечно, никак не выражаю. Кто-то ненавидит кисель, кто-то вставать по утрам, а я детей. Это не значит, что я желаю им зла или что-то такое. Чуть получше дела обстоят с племянниками, потому что я видела, как они росли, мне приходилось с ними довольно много общаться, и поэтому они «свои родные» во всех смыслах. Но собственных детей я не хочу.
Юля и память сердца
В раннем подростковом возрасте, когда все девочки в нашем классе мечтали о принце на белом коне, я мечтала о фермере (не шучу) и детях — не меньше десятка. Была уверена, что у меня будет большая и дружная семья. Никогда не рассматривала для себя жизнь в большом городе, максимум в дальнем Подмосковье. Встретила своего принца с фермерскими замашками, полюбила как в последний раз, мы сыграли свадьбу, купили большой деревянный дом… а вот с детьми не получилось.
Несколько замерших беременностей, несколько выкидышей, страшный диагноз «бесплодие» и безуспешные попытки ЭКО. В какой-то момент я поняла, что настолько опустошена и подавлена, что просто не могу больше продолжать.
Мы пробовали работать с психотерапевтом, сменили нескольких, но и это не помогло. В моем случае стадии принятия не наступило. Однажды утром я проснулась и поняла: «Я не хочу иметь детей. И никогда не буду пытаться». Муж меня во всем поддерживает, любит и не давит, хотя, кажется, все равно надеется, что рано или поздно я оттаю. Пока мы завели собаку.