Так уж мы, девочки, устроены, что на работу приходим не только работать. Вот и кипит жизнь в офисах: кроме отчетов и собраний — обсуждение начальства, проблемы в семье, покупок, причесок. конечно, невозможно избежать сплетен, интриг и конфликтов, которые чаще всего и осложняют жизнь женщины и рабочую атмосферу. Так как же найти ту золотую середину?

Не нарушай границы

 От тебя требуют участия

+ Можно рассчитывать на помощь и поддержку даже в нерабочих вопросах

«У нас в конторе все делают вместе. «Давайте попьем чаю! А давайте смотреть Валины фото из отпуска? Поначалу это раздражало — ну что за детский сад? Но когда у меня заболел ребенок, коллеги помогали куда больше, чем требовал офисный этикет», — Марина, 28 лет.

«На работу ходят работать, а не дружить» — редкий для женского коллектива девиз. В худшем варианте это долгие чаепития и пересуды, в лучшем — взаимовыручка и крепкие отношения вне работы. Коллеги втягивают тебя в разговор? Можно и поболтать, главное — знать меру. Помни, что даже серьезные деловые переговоры начинаются, как правило, с разговоров о погоде и комплиментов — это помогает установить контакт и расслабиться.

Еще один существенный минус «женской лиги» — всем до всего есть дело. А дела у нас, порой, складываются так, что обсуждать их не хочется даже с близкой подругой, не говоря уже о коллегах. Женщины острее, чем мужчины переживают нюансы своей личной жизни. По­этому самые опасные темы для разговора в женской компании — семья и дети, вес, внешность. Осторожней с рассказами о том, что может расцениваться как хвастовство. Например, если у тебя все хорошо, свадьба и счастье, а у коллеги — развод.

Непрошеные советы «пора семью создавать, а ты все гуляешь» («муж тебе на шею сел, а ты и рада»), равно как и вопросы «когда ты уже родишь?» — лучший способ нажить врагов. Второй по популярности — требовать для себя каких-то особых привилегий на основании семейного положения. Конечно, здорово и чудесно, если коллеги смогут прикрыть на время больничного, а начальник отпустит на детской утренник. Но рассчитывать на это как на должное не стоит.

! Игнорировать эту сторону отношений нежелательно. Необязательно записываться к кому-то в закадычные подружки. Просто постарайся поддерживать ровные, но доброжелательные отношения. Шоколадка к чаю и торт в честь дня рождения, нейтральная история — этого минимума обычно хватает.

Сдерживай эмоции

 Конфликты, ссоры, обиды проходят ярко и громко

+ Твои эмоции тоже будут поняты и приняты

«У нас на работе все очень эмоциональные — одна обиделась, другая расплакалась. Но поскольку люди все хорошие, стараюсь не обращать на это внимания и спускать на тормозах. Коллеги за это благодарны. Главное, чтобы человек разделял работу и эмоции, а проявлять их иногда даже полезно», — Галина, 45 лет.

Да, женщины часто преувеличивают, больше склонны к сплетням и эмоциям, слишком бурно переживают стрессы. А когда их, то есть нас, много, все эти черты усиливаются. Но с другой стороны, кто, как не сами женщины, понимает своих сестер по разуму и офису и может быть к ним снисходительным? Конечно, женский коллектив не идеален, впрочем, как и любой другой. И важно оценивать его именно так, принимать и понимать плюсы и минусы. И не поддаваться стереотипам. Сплетница Лидочка знает все обо всех, Светлана Федоровна часами громко болтает по телефону, а Лера красит ногти на рабочем месте? Дело в конкретных людях. Сплетники, болтуны и неряхи есть не только в женских коллективах.

! Старайся избегать любых конфликтов — они негативно влияют на результаты работы. Поддерживай с товарищами по работе ровные, дружеские отношения.

Вынеси возраст за скобки

 Если коллеги старше, они не воспринимают тебя всерьез

+ Они могут многому научить

«Моим женским коллективом стали дамы возраста 50 и старше. Сначала дело не клеилось: я видела в их отношении снисходительность, они в моем — высокомерие. Решила что-то изменить: рекомендации по работе с компьютером давала с оговоркой «сама еле разобралась», начала хвалить фото внуков и спрашивать совета на правах младшей. И отношения наладила, и советы пригодились: я подготовила интересную программу на юбилей свекрови, их ровесницы», — Ольга, 35 лет.

«Вы еще в школу ходили, когда я стала начальником отдела» и «Освоить эту программу после сорока — практически не реально» звучит одинаково неприятно. Нельзя, чтобы возраст коллег заслонял что-то более важное. Если нет желания подчиняться «вчерашнему студенту» или слушать начальника, которому «пора на пенсию», вынеси возраст за скобки. Все по-прежнему кажется неправильным? Значит, дело в человеке, а не в дате рождения.

! Смотри прежде всего на деловые и человеческие качества коллеги. И не напоминай о возрасте.

Дискриминация молодых

Эйджизм — дискриминация по возрастному признаку. Когда юному сотруднику сходу приписывают некомпетентность и ветреность, а коллегу средних лет причисляют к ретроградам, которым пора на пенсию, — это как раз эйджизм. Стереотипы особенно заметны, если большинство коллег значительно старше или, напротив, моложе тебя. Оказавшись в таком коллективе, остерегайся определенных ролей. Поначалу они могут показаться тебе заманчивыми, но эти «амплуа» таят много подводных камней. Например,

«Молодое дарование» — роль, которую так приятно примерить в коллективе коллег старше тебя. С тебя — легкая беспомощность и горячая благодарность, с них — добрые советы и сдобные булочки к чаю. Милых и скромных девочек любят и берут под свое крыло. Но, что менее приятно, редко воспринимают всерьез и повышают;

«Старшая сестра» (или даже мама — зависит от возраста). Когда тебя воспринимают как мудрого, знающего жизнь человека, согласись, это подкупает. Ты и, как отчет писать, расскажешь, и насморк лечить научишь. Беда в том, что желание помочь часто заканчивается дополнительной нагрузкой. Если подготовка новых кадров не входит в твои служебные обязанности и не оплачивается, она скоро начинает тяготить.

Текст — Анна Моргунова
Рекомендуем