Источник: newsland.com

Обучение в пожилом возрасте помогает сохранить остроту ума и служит профилактикой разных болезней, например болезни альцгеймера. Принципиально новая информация заставляет мозг пенсионеров усиленно работать и стимулирует выйти из зоны комфорта. Ученая Дэнис Парк в своей статье об обучении в завидном возрасте отметила, что люди старше 30 лет выходят из «зоны роста», как только перестают познавать новое и погружаются в бытовую рутину. 

Герои нашей статьи вновь оказались в статусе студентов, когда им было больше 60, 80 и даже 90 лет. Их не испугало, что придется заново чему-то учиться, потому что для большинства из них обучение профессии мечты было недоступно, когда они были молоды.

Прежде чем перейдем ко вдохновляющим историям студентов почетного возраста, расскажем, что такое андрогогика и об эксперименте, которое провела Дэнис Парк вместе со своими коллегами. 

Что такое андрогогика и в чем особенность обучения взрослых

Андрогогика — это наука, которая изучает тонкости обучения взрослых. Впервые этот термин в 1833 году использовал немецкий исследователь Александр Капп. Но одним из основоположников подхода считается не он, а американский педагог Малькольм Ноулз. В своей книге «Взрослый ученик» в 1973 году он отметил, что с возрастом люди сложнее усваивают новую информацию. В том числе, потому что снижается мотивация. 

«Взрослый ученик не будет браться за изучение чего-либо, пока не поймет, зачем ему это нужно», — писал Ноулз. 

В отличие от молодых студентов, для которых учеба — это основная забота, у взрослых много отвлекающих факторов. У кого-то это работа, после которой сил на обучение не остается, или воспитание детей, или и то, и другое плюс еще что-нибудь. Поэтому люди старше 25-30 лет реже до конца проходят курсы и доучиваются в вузах, чем молодые студенты. У них уже есть вполне конкретный мир, к которому они подстроились. И он выталкивает все новое. 

Поэтому первая задача, которая стоит перед педагогом, работающим со взрослыми людьми, — объяснить им ценность обучения. Например, показать, как учеба повысит их продуктивность на работе или качество жизни. Еще лучше — создать экспериментальные условия, в которых ученики сами ощутят нехватку знаний, которыми может поделиться учитель.

Эксперимент Дэнис Парк

Чтобы доказать свою теорию, исследовательница Дэнис Парк и ее коллеги провели эксперимент с участием 221 добровольца. Это были люди в возрасте от 60 до 90 лет. Их разделили на три группы, в каждой из которых соблюдались определенные условия. 

Участников первой группы отправили на трехмесячные курсы — 15 часов в неделю они обучались новому делу. Часть цифровой фотографии, вторая — изготовлению стеганых изделий, или квилингу. В итоге ученые зафиксировали, что эти занятия активизировали рабочую и долгосрочную память. 

Вторую группу добровольцев обязали слушать классическую музыку и решать кроссворды. 

А пенсионерам из третьей группы нужно было вести активную социальную жизнь — ходить на экскурсии, встречи по интересам и больше общаться с другими людьми. 

Самые лучшие результаты показала именно первая группа. То, что они изучали что-то новое для себя, хорошо отразилось на их умственных способностях. Эксперимент все еще продолжается, Парк и другие ученые из ее группы намерены отлеживать изменения на протяжении пяти лет. Это нужно, чтобы понять, имеют ли выявленные ими эффекты долгосрочный характер или это — краткосрочная история. 

Наталья Чернова. Поступила в магистратуру в 65 лет

«Хочу учиться до 100 лет»: истории людей, которые поступили в вуз после 60, 80, 90 лет
Источник: kazan.aif.ru/

В молодости Наталья Чернова училась в Челябинском политехническом институте по специальности «вычислительные машины». Дипломированным специалистом она стала в 1975 году и сразу же пошла работать на производство. Эта профессия, по словам Черновой, была надежной, поэтому она и отучилась на нее. Но интересы у нее были другие. 

С выходом на пенсию Наталья Чернова захотела исполнить свою давнюю мечты — получить глубокие знания о религии. В 64 года она поступила на курсы при казанском храме Серафима Саровского. Через год она поступила в магистратуру по направлению «Теология» в Казанский федеральный университет. Через два года, в 2017 году, на отлично защитила дипломную работу по теме «Канонические документы РПЦ: традиции и новаторство» и стала самой возрастной выпускницей вуза. 

«Пенсия — отличное время для учебы. Дети подросли, работать каждый день не надо. Много свободного времени на себя», — отмечала тогда Чернова.

Кирилл Патрахин. Стал первокурсником в 89 лет

«Хочу учиться до 100 лет»: истории людей, которые поступили в вуз после 60, 80, 90 лет
Источник: newsland.com

В 2016 году Кирилл Патрахин удивил приемную комиссию естественно-научного факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Пенсионеру было 89 лет, когда он решил стать первокурсником. Вдохновила его история англичанки, которая поступила в вуз в 100 лет. К подаче документов Патрахин готовился два года. После наравне с остальными студентами-заочниками сдавал экзамены по математике, естествознанию и географии.

Направление география мужчина выбрал не просто так. Патрахин обожает путешествовать — за свою жизнь он объездил 75 стран, — но из-за возраста больше не может так активно перемещаться по миру. Зато ничего не мешает ему делать это мысленно, в процессе обучения. 

Первое высшее образование Патрахин получил в 37 лет. Тогда он отучился по специальности «Промышленное и гражданское строительство». К этому диплому пенсионер тоже шел долго, ведь до начала Великой Отечественной войны он успел получить всего 5 классов образования. После наверстать упущенное было непросто, но ему все же удалось закончить сначала школу, потом колледж и наконец поступить в вуз.

Дарлин Маллинс. Получила диплом через 50 лет после поступления

«Хочу учиться до 100 лет»: истории людей, которые поступили в вуз после 60, 80, 90 лет
Источник: huffpost.com

В Штатах полно историй с возрастными учениками. Некоторые из них — с очень закрученным сюжетом. Например, американка Дарлин Маллинс, которой в 2017-м было 72 года, получила свой диплом через 50 лет после поступления. 

Студенткой Университета штата Теннесси в Нэшвиле она стала еще в 1962 году. Но доучиться не смогла, потому что вышла замуж и забеременела. После домашнее хозяйство затянуло, и когда Дарлин решила завершить начатое, она была уже бабушкой. По словам американки, именно внуки мотивировали ее на обучение. 

«Я всегда учила детей и внуков доводить начатое дело до конца, и однажды я поняла, что пришло время последовать собственным советам», — сказала Маллинс.

В 2013 году она вернулась в университет. В вузе ей пошли навстречу и позволили продолжить обучение. Через четыре года она получила диплом с отличием по направлению междисциплинарных исследований.

Рут Альмон. Получила степень магистра в 80 лет

Эта вдохновляющая история из Германии. Рут Альмон, бабушка 10 внуков, стала магистром биологии в 80 лет. В юности возможности получить нормальное образование у Рут не было. Когда ее отец погиб после прихода к власти Адольфа Гитлера, маленькая Рут с мамой эмигрировали в Палестину. 

К тому времени она только-только закончила первый класс. На новом месте она не смогла продолжить учебу, нужно было работать и помогать маме, которая хотя и была врачом и ученицей Альберта Эйнштейна и Макса Планка, с трудом могла обеспечить их маленькую семью. 

Вновь за учебу Рут взялась, когда ей было 56 лет. Будучи взрослой женщиной, она не умела ни писать, ни читать, но смогла обучиться всему как можно быстрее и поступила в Открытый Университет.

«Я хотела показать, что никогда не поздно учиться. Мне все говорили, что я слишком старая, но это не так. У меня есть один совет для молодых студентов: цените то, что у вас есть возможность учиться и получать образование в подходящее время, когда вы еще молоды», — заявляла тогда Рут.

Через 10 лет Альмон получила степень бакалавра и сразу же подала документы в магистратуру на кафедру эволюционной и экологической биологии Университета города Хайфа. В 2007 году она написала магистерскую о бакланах и защитила ее на отлично. 

Рене Нейра. Учился вместе с внучкой в одном колледже

В 2016 году на первый курс техасского колледжа Пало-Альто поступили 82-летний дедушка Рене Нейра и его 18-летняя внучка Мелани Салазар. Он изучал экономику, а девушка — свободные искусства.

В юности Рене пришлось бросить учебу, чтобы обеспечивать свою семью. Но он никогда не оставлял мысли, что когда-нибудь продолжит образование. Когда появлялась возможность, Нейра посещал разные курсы вместе с женой. После ее смерти он решил, что времени слишком мало и надо уже воплощать мечту. Так он оказался в том же колледже, что и внучка. На этом дедушка не собирается останавливаться и мечтает в будущем поступить в техасский университет

У Тяньсюн. Стал студентом в 92 года

В 92 года китаец У Тяньсюн поступил в Институт китайской литературы при Университете Науки и Технологий. На занятия он ходил 2-3 раза в неделю вместе с другими студентами и показывал такие же результаты на проверочных тестах. Может, даже лучше. Для У это было первое образование в жизни. До этого он много лет стеснялся подавать документы в вуз, потому что считал, что его знаний недостаточно. Но после 80 лет китаец решил, что либо сейчас, либо никогда, и рискнул. 

«Своим поведением хочу показать пожилым людям, что в возрасте 90 лет также можно учиться и подниматься в горы. Я хочу учиться до 100 лет», — заявил У.

Рекомендуем