Источник: @penelopecruzoficial

Испанский режиссер Педро Альмодовар не знает границ в своих фильмах — ни в цветах, которые он выбирает для антуража, ни в темах. Он, возможно, единственный, кто буквально под лупой рассматривает внутрисемейные болезненные отношения и вплетает их в историю своей страны — Испании. Кинокритик Антон Долин посвятил разбору фильмов Альмодовара 40-минутный фильм, который называется «Педро Альмодовар: почему в России его все так любят?», в нем он не раз называл испанца бунтарем — за выбор непростых тем для своих картин, за умение понятно подать странное и заглядывание в возможности человеческой психики.

Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
Яндекс Дзен
Телеграм
ВКонтакте

При этом бунт Альмодовара отличается от бунта Квентина Тарантино, Уэса Андерсона, или Вуди Аллена, или других режиссеров, обладающих своим почерком. Он совершенно иначе заигрывает со зрителем. Объединяет его с названными коллегами лишь то, что у Альмодовара также есть свои любимицы среди актрис — их называют «извечные девушки Альмодовара». Первое место в этом списке у испанки Пенелопы Крус, он снимает ее практически во всех своих картинах; также в команду Альмодовара входят актрисы Хульета Серрано, Росси де Пальма и Айтана Санчес-Хихон. 

Намеки, тайны и Пенелопа Крус: 7 лучших фильмов Педро Альмодовара (видео)
Источник: кадр из фильма «Женщины на грани нервного срыва»

Актриса Росси де Пальма (посередине) снялась в одном из первых фильмов Альмодовара «Женщины на грани нервного срыва». После режиссер назвал ее «девушкой с профилем с картин Пикассо».

Две последние вместе с Крус сыграли в новом фильме Альмодовара «Параллельные матери», который в российском прокате появился только в феврале 2022 года. Это картина также будет в нашей подборке лучших фильмов этого по-хорошему странного и бесстрашного режиссера.

1 «Все о моей матери» (1999)

До фильма «Все о моей матери» Альмодовар снял целых 8 лент. Они принесли ему признание в узком кругу любителей необычного интеллектуального кино, но после проекта «Все о моей матери» об испанском режиссере заговорил мир. Картина получила приз за лучшую режиссуру на Канском кинофестивале, «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Кроме этой награды «Все о моей матери» собрал несколько десятков других весомых признаний. Что неудивительно, ведь драма затронула сразу несколько острых тем.

В центре сюжета — женщина (Сесилия Рот), чей единственный сын погибает в 17 лет. После она решает пожертвовать его органы другим, а также находит дневник парня, в котором он писал о мечтах встретиться с родным отцом. Героиня, желая исполнить прижизненное желание сына, отправляется на поиски бывшего любовника и узнает, что теперь он — трансгендерная женщина по имени Лола, больная СПИДом. Также она знакомится с молодой монахиней, сестрой Розой (Пенелопа Крус), которая, как оказывается, забеременела от Лолы.

Все это кажется диким и странным, но такой фильм нужно смотреть. Описывать его — это как пытаться объяснить на словах аромат цветка или чего угодно еще.

Неофициальный девиз фильма: «Быть настоящей женщиной — удовольствие дорогое. И скупиться тут не стоит. Потому что ты становишься настоящей женщиной только тогда, когда больше похожа на такую, какой хочешь быть».

2 «Поговори с ней» (2002)

Альмодовар каждый раз доказывает, что жизнь — это источник историй, которые кажутся нереальными. Например, на написание сценария к фильму «Поговори с ней» режиссера вдохновила реальная история о сотруднике румынского морга, который влюбился в женщину, впавшую в летаргический сон, и занялся с ней сексом. От его действий женщина проснулась, хотя до этого врачи признали ее мертвой. Сотрудника морга подвергли уголовному преследованию, хотя семья потерпевшей выразила ему благодарность. 

По сюжету фильма «Поговори с ней», двое мужчин влюблены в женщин, которые также находятся в летаргическом сне. Они проводят с ними все свое свободное время, хотя даже не знают, проснутся ли те когда-нибудь. 

Интересный факт: картина объединяет в себе атмосферу кино и театра. Так, первая сцена начинается с желто-красного театрального занавеса. Им же заканчивался фильм «Все о моей матери». Такие отсылки к собственным лентам или к картинам коллег у Альмодовара встречаются постоянно. За эти подмигивания его тоже интересно смотреть.

3 «Дурное воспитание» (2004)

По первым двум фильмам в нашем списке можно понять, что для Альмодовара нет запретным тем. По этой причине легкими для восприятия его фильмы не назовешь, несмотря на то, что режиссер добавляет в свои картины много иронии и комичных вставок. 

В фильме «Дурное воспитание» один из главных героев, молодой парень по имени Игнасио (Гаэль Гарсиа Берналь), который вырос в католическом интернате. О своей жизни Игнасио написал книгу, которую принес в качестве сценария молодому режиссеру Энрике. 

Когда историю Игнасио уже взяли в работу, Энрике отправился на родину писателя, чтобы поговорить с его матерью. Там он узнал, что ее старший сын давно умер, и много лет младший наследник по имени Хуан выдает себя за него. Несмотря на то, что в нашем описании много спойлеров, они никак не повлияют на впечатление о фильме во время просмотра. В этом и есть магия Альмодовара — никогда не скучно, даже если ты уже знаешь несколько важных сюжетных поворотов.

4 «Возвращение» (2006)

В год выхода фильм участвовал в Каннском кинофестивале и увез оттуда награду в номинации «Лучший сценарий». Главную роль в трагикомедии сыграла Пенелопа Крус. Эту ленту можно назвать одой женщинам — их Альмодовар воспевает во многих своих картинах. Показывает, как в мужском мире развивается и борется современная женщина. На такую позицию сильно повлияла историческая повестка — военные действия в Испании середины 20 века, когда всех мужчин забирали или на войну, или сажали в тюрьмы/расстреливали по сфабрикованным делам. Женщины оставались одни и выживали, кто как умели. 

Про фильм «Возвращение» сам Альмдовар говорил: «Это история, в которой присутствуют бабушка, мать, дочь, призраки и танго. В картине главная героиня по имени Раймунда (Крус) после долгой предыстории находит в багажнике своей машины труп собственной матери Ирены, которая четыре года назад сгорела в пожаре. Молодая женщина уверена, что это — призрак мамы, которая, видимо, не завершила какое-то дело, поэтому не может спокойно уйти в мир иной. 

Но это только вершина айсберга. В этом фильме много странного и смешного, а еще в нем много боли. Все мужские персонажи представлены никчемными — извращенцами и алкоголиками. Так Альмодовар показал больное «мужское общество», которое ни во что не ставит женщин и калечит им жизни.

5 «Кожа, в которой я живу» (2011)

Работать над лентой «Кожа, в которой я живу» Альмодовар начал еще в 2002 году. Тогда же, когда снимал драму «Поговори с ней». Изначально он хотел взять на главные роли Антонио Бандераса и Пенелопу Крус, однако в промежуток с 2002 по 2011 Крус и так сыграла ключевых персонажей в двух его картинах, поэтому выбор пал на актрису Елену Анайе. С ней он работал в «Поговори с ней». 

В 2011 году, когда фильм готовили к прокату, Альмодовар просил рецензентов и кинокритиков не раскрывать в своих обзорах суть сюжета, чтобы не лишать зрителя удовольствия от просмотра. Поэтому и мы не будем рассказывать обо всех подводных камнях «Кожи». Скажем лишь, что от того, как там все закручено, голова точно закружится. В этом смысле с Альмодоваром тягаться невозможно. По крайней мере, на ум не приходит ни одного фильма другого режиссера, который так же смело жонглировал жизнями своих героев.

6 «Человеческий голос» (2020)

Это первый фильм Альмодовара, снятый не на испанском, а на английском языке. Главную и единственную роль сыграла Тильда Суинтон, которая до этого ни разу не работала в его проектах. Сюжет одновременно прост и сложен. Суинтон вжилась в роль женщины, которую по телефону бросает возлюбленный. Кроме телефона и героини в кадре практически ничего нет. Это если не считать круто подобранное цветовое решение. 

Но несмотря на это, на Венецианском кинофестивале, где 3 сентября 2020 года состоялась премьера, зрители смотрели ленту «затаив дыхание». Так об этом писал кинокритик Антон Долин. Обозреватель Variety, в свою очередь, назвал картину «взрывом концентрированной безумной страсти». 

«Человеческий голос» стал новым направлением в карьере Альмодовара, ведь до этого он никогда не снимал монофильмы. Его картины всегда были насыщены разными персонажами и их переживаниями. Испанец показал, что и через много лет в киноиндустрии можно найти, чем удивить — себя и других.

7 «Параллельные матери» (2021)

Еще одна картина Альмодовара, которую можно назвать бенефисом Пенелопы Крус. Фильм развивается сразу в двух плоскостях. В первой зрителю рассказывают историю главной героини, которая случайно забеременела и через несколько месяцев после родов поняла, что ее ребенок — вовсе не ее. Дочку перепутали с малышкой, которую родила ее соседка по палате. 

Вторая плоскость — это история рода главной героини. С отцом своего ребенка она познакомилась в фотостудии, где работала. Он был археолог, а она уже много лет хотела провести раскопки на месте, где предположительно расстреляли ее дедушку и других мужчин из ее родной деревни. Эта тема — все та же дань Альмодовара истории своей страны. 

Намеки, тайны и Пенелопа Крус: 7 лучших фильмов Педро Альмодовара (видео)
Источник: кадр из фильма «Параллельные матери»

В этом фильме остро прослеживается женская линия. Феминизм здесь не подразумевается, о нем режиссер прямым текстом говорит через одежду главной героини. Образы мужчин также в картине очень невнятные — они либо безответственные и жестокие, либо мертвые.

Рассказать подробно обо всех работах Альмодовара в одной статье невозможно, для этого потребуется как минимум альманах. Ровно так же непросто было выбрать 7 самых интересных фильмов. Но те, что мы перечислили, совершенно точно стоит посмотреть, если ты еще не успела. 

Рекомендуем