7 апреля 1994 года — день, когда Россия пополнила список стран, официально представленных в интернете.
За почти 30 лет российские программисты создавали разные продукты, но с развитием и активным продвижением иностранных соцсетей фокус на них был намного меньше. Обстоятельства изменились в 2022 году — из России ушли две крупные социальные сети. Теперь без специальной программы — VPN — в них не зайти.
Ограничительные меры со стороны западных компаний привели к тому, что многие пользователи из России вспомнили про отечественные площадки. Например, ВКонтакте и Одноклассники. Эти соцсети были на пике популярности в 10-е годы — когда еще Дуров не убрал стену и не создал Telegram. Мы решили копнуть еще глубже и вспомнили другие соцсети, в которых все «зависали» в «нулевых» — на заре развития Рунета.
1 «Аська», или ICQ
Так выглядела первая версия ICQ. За год проект набрал аудиторию в 12 миллионов пользователей, из них — 2,5 миллиона человек пользовались мессенджером ежедневно.
ICQ — это акроним, то есть сокращение фразы I seek you. В России этот первый массовый мессенджер называли просто — «аська». Программу по обмену мгновенными сообщениями придумали в 1996 году четверо 20-летних парней из Израиля — Яир Голдфингер, Арик Варди, Сефи Визигер и Амнон Амир. Финансировал разработку Йосси Варди, отец Арика. Он вложил в проект пару сотен тысяч долларов.
Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
- Яндекс Дзен
- Телеграм
- ВКонтакте
«Аська» стала прототипом всех последующих аналогичных программ, в том числе российского QIP (о нем расскажем отдельно). Программа вдохновляла последователей не только функционалом, но и эмодзи.
Сооснователь ICQ Джерри Михальски назвал человека, который разработал эти знаки, гением. И с этим не поспоришь. Еще одной фишкой «аськи» было аудио-оповещение — звук «о-оу», который тогда сводил с ума, особенно, если приходило слишком много сообщений. После его не раз использовали для озвучки разных комичных ситуаций.
ICQ распространялся бесплатно, аккаунт не привязывали к почте (изначально), а единственным идентификатором служил длинный номер UIN. В 1998 году проект выкупила корпорация AOL за 407 миллионов долларов.
2 QIP — российский аналог ICQ
QIP расшифровывается как Quiet Internet Pager — бесшумный интернет-пейджер. Его создали на базе ICQ в 2005 году. От оригинальной версии он отличался встроенным антиспам-фильтром: пользователь мог написать вопрос и ответ, который должен был ввести желающий пообщаться с ним контакт, не входящий в адресную книгу. Именно в этой версии появились статусы — «невидим для всех», «депрессия», «на работе», «кушаю» и другие. Еще тут можно было регулировать видимость — например, стать «невидимым для всех» или «видимым только для контакт-листа». Смайлики тоже доработали — сделали их более симпатичными.
Российская версия не обрадовала разработчиков ICQ, потому что они никак не могли заработать на пользователях из СНГ, несмотря на то, что содержали базу данных и предоставляли серверы для поддержки работоспособности программы. По этой причине корпорация AOL, выкупившая «аську» у израильтян, стала внедрять изменения. Из-за них альтернативные мессенджеры на базе ICQ могли не работать несколько суток.
3 Агент Мail.ru и «М-Агент»
Агент запустила в 2003 году компания Мail.ru, ныне VK. Это тоже был мессенджер, но от двух предыдущих он отличался тем, что в диалогах можно было обмениваться не только сообщениями и файлами — собеседники могли сыграть друг с другом в онлайн-игру. Например, в «Морской бой» или «Бильярд», или в карточного «Дурака». Также Агент привязывался к почте, поэтому пользователь сразу получал уведомления о новых письмах.
В 2004 года программу перезапустили как «М-Агент». Отличием, которое сразу бросалось в глаза, была возможность отправлять флэш-картинки, или гифки.
В 2009 году «М-Агент» стал самым популярным мессенджером в Рунете. Им пользовались больше 8 миллионов человек. И так как «М-Агент» интегрировал в себя платформу ICQ, холдинг Digital Sky Technologies, или DST, которому до 2010 года принадлежал Mail.ru Group, выкупил у AOL «аську». За сервис заплатили 187,5 миллионов долларов.
4 Myspace
Соцсеть Myspace запустили в 2003 году, через два года она уже была в списке самых популярных в мире. Однако к 2010 году откатилась на 42-е место, а в 2015-м потеряла актуальность. Сейчас такой сайт все еще есть в Сети, но это по сути это «призрак» некогда популярной площадки. Актив там практически нулевой. Удивительно, что его все еще не закрыли.
Визуально и по смыслу Myspace похож на одну из соцсетей, которая недавно стала под запретом в России. Собственно, именно с этим связывают его мощный откат. Еще одной глобальной причиной упадка стал слив учетных записей пользователей в 2016-м году. Тогда же компания продала свои акции корпорации Time Inc., которая в 2018 году стала частью Meredith Corporation. Такая «матрешка» из владельцев соцсети тоже сыграла отрицательную роль — развитием Myspace никто не занимался.