1 Работа над сценарием
Режиссер Эльдар Рязанов писал сценарий с Эмилем Брагинским. В основу сюжета легли две истории.
2 Первая история
Известный композитор Микаэл Таривердиев был влюблен в актрису, которой однажды уступил место за рулем своего автомобиля. Девушка случайно сбила пешехода, а Таривердиев взял всю вину на себя и был осужден на два года.
3 Вторая история
Когда поэт Ярослав Смеляков отбывал срок в лагере, его отпустили на один день к друзьям — сценаристам Валерию Фриду и Юлию Дунскому. Мужчины после веселья проспали и не услышали даже будильник. Когда же проснулись, быстро побежали, а уставшего к концу пути Смелякова несли на себе, чтобы вовремя доставить его в лагерь.
4 Больше на одну серию
Изначально Эльдар Александрович планировал снять односерийный фильм, но из-за множества дополнительных сцен, которые появились благодаря импровизации актеров, получились две серии.
5 Сценарий для Басилашвили
Эльдар Рязанов пригласил в фильм Олега Басилашвили и утвердил на главную роль пианиста Платона Рябинина без проб. Он специально писал сценарий для актера. Кстати, когда-то режиссер пообещал снимать Басилашвили в каждом своем фильме. Эльдар Александрович в шутку даже сделал расписку.
6 Выбор Гурченко
Изначально Эльдар Александрович хотел снять в «Вокзале для двоих» какую-то молодую актрису. Ему хотелось раскрыть новый талант. Но потом режиссер понял, что лучше Людмилы Гурченко с этой работой никто не справится.
7 Знакомство актеров
Так как у Гурченко и Басилашвили не было проб, то познакомились они в первый съемочный день. Причем встреча произошла за два часа до старта. Уже в первых сценах актеры должны были показать любовные чувства и переживания.
8 Рязанов в кадре
Режиссер тоже снялся в фильме — ему досталась небольшая роль заместителя начальника вокзала.
9 Съемки наоборот
Интересно, что снимать картину начали с финала, потому что к работе съемочная группа приступила зимой. По сюжету заключительные сцены должны были происходить именно в заснеженное время.
10 Последствия съемок
Многие сцены снимались на улице, поэтому актеры часто падали и ушибались. Эльдар Рязанов позже рассказывал, что особенно досталось Людмиле Гурченко, которая после этого получила кучу ссадин и синяков.
11 Работа Гурченко над сценарием
Людмила Марковна, как известно, часто помогала сценаристам в работе над текстом. Вот и в этом проекте она импровизировала и помогала съемочной группе. Например, в первые дни Олег Валерианович не хотел, чтобы его герой целовал героиню Гурченко в купе.
Актер думал, что его из-за этого могут лишить работы, но Людмила Марковна так передела сценарий, что поцелуй уже снимали в другой сцене. К тому времени актеры уже успели подружиться.
12 Басилашвили в заключении
Олегу Валериановичу пришлось около месяца прожить в колонии для несовершеннолетних в Икше, чтобы вжиться в роль. Здесь как раз и снимали сцены в тюрьме.
Как вспоминал актер, его изначально не хотели принимать заключенные: они все время пытались его задеть и даже подраться с ним. Однако Басилашвили сделал все возможное, чтобы с ними подружиться.
13 Первые зрители
Первыми зрителями как раз стали заключенные этой тюрьмы, где проходили съемки некоторых сцен.
14 Наставник Басилашвили
У Олега Валериановича был наставник: он рассказывал, как себя ведут люди, которые живут в тюрьме. Однако взамен на это мужчина попросил, чтобы его фамилия была упомянута в фильме. Актер сдержал свое слово и в одной из сцен произнес ее.
15 Награды съемочной группы
Картину «Вокзал для двоих» сразу же полюбили зрители — они признали ее лучшей в 1983 году. За создание фильма Эльдар Александрович получил Государственную премию СССР, а Людмила Марковна была удостоена звания народной артистки СССР.