Озвучивание персонажей, как в мультфильмах, так и в фильмах — это кропотливая работа. В то время как на роль режиссер может утвердить одного артиста, это не гарантирует ему полное «оживление» своего героя. Например, у актера могут быть дефект речи или недостаточные вокальные данные. Также во время работы фильммейкеры могут заметить несоответствие голоса актера и его персонажа, что тоже вносит свои коррективы.
В таких случаях на помощь приходили «дублеры», которых могло быть сразу несколько: один исполняет песни, другой озвучивает. Сегодня мы предлагаем тебе посмотреть, кто же из советских актеров не озвучивал своего героя.
Наталья Варлей и Надежда Румянцева
Спортсменку, комсомолку и просто красавицу Нину из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» сыграла Наталья Варлей. Более того, многие трюки она исполняла самостоятельно: вскарабкивалась по скалам, прыгала в холодную воду и ездила по горному серпантину. Однако единственное, что ей было не под силу — придать своей героине звонкий голос, который Леонид Гайдай в ней не расслышал, потому обратился за помощью к звезде картины «Девчата» Наде Румянцевой.
Но и это еще не все. Песню про медведей за Наташу исполнила Аида Ведищева. Сама же Варлей сказала за все время съемок лишь одну фразу: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!»
Арчил Гомиашвили и Юрий Саранцев
В картине «12 стульев» Арчил Михайлович исполнил роль Остапа Бендера. Озвучивать своего героя он должен был сам, но незадолго до этого заболел — и на помощь позвали Саранцева (без осведомления Гомиашвили). Эта причина считается основной, хотя поклонники артиста сомневаются в ее достоверности.
Они до сих пор считают, что Гайдай мог лишить актера этой возможности из-за грузинского акцента или вовсе конфликта — не зря ведь Арчил еще несколько лет не общался с режиссером, держа на него обиду. Или из-за лжи: Леонида Иовича возмутило то, что Арчил скрыл от него настоящий возраст — ему было 44 года, а сделал он себя на десять лет младше.
В итоге Гомиашвили и Гайдай помирились после того, как второй позвонил ему и сказал включить телевизор, где показывали «12 стульев» Марка Захарова.
Сергей Жигунов и Олег Меньшиков
Жигунов сыграл Александра Белова в мюзикле «Гардемарины, вперед!», а за несколько недель до озвучивания получил травму и попал в больницу на полтора месяца.
Тогда Светлана Меньшикова обратилась за помощью к Олегу Меньшикову, который изначально рассматривался на роль Белова, только из-за занятости сразу в трех проектах отказался от участия. Озвучить свою несостоявшуюся роль Олег Евгеньевич согласился, но только в первой части, сказав затем такие слова:
«Сколько же можно подарков делать Жигунову?».
В последующих частях фильма уже и самому Сергею Викторовичу не хотелось заниматься озвучкой своего персонажа, потому дальше за работу взялся Александр Домогаров.
Ирина Алферова и Анастасия Вертинская
В трехсерийном музыкальном фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» героиню по имени Констанция Бонасье должна была сыграть Евгения Симонова, но Георгий Юнгвальд-Хилькевич был обязан взять вместо нее Ирину Алферову даже несмотря на то, что втайне питал к ней неприязнь: ее мимика, движения и голос раздражали режиссера. Он говорил, что актрису ему навязали в Госкино, и в качестве мести пригласил на озвучивание Вертинскую. Только вот впоследствии чувствовал себя виновным перед Алферовой:
«Бонасье озвучивала Вертинская Настя. И сделала это просто великолепно. Таким дрожащим голосом. Потому что сама была влюблена. У нее в то время был роман с Мишей Козаковым, который озвучивал кардинала. Они не скрывали своих чувств. Я чувствую себя виноватым перед Ириной Алферовой еще и потому, что подтянул роль к голосу. Тот тембр Насти Вертинской, тот звук, такой высокий, звенящий, очень подходил к образу Бонасье. Только внешность осталась Алферовой. А так делать нельзя. Режиссерская диктатура для кино опасна».
Анастасия Вертинская и Нина Гуляева
Теперь же ситуация наоборот — саму Вертинскую тоже в свое время переозвучивали. Было это в начале карьеры, когда 15-летней Насте стоило еще еще набраться опыта. По этой причине в проектах «Человек-амфибия» (Гуттиэре) и «Алые паруса» (Ассоль) голос Анастасии заменяла актриса МХАТа Нина Гуляева.
Владимир Коренев и Юрий Родионов
В «Человеке-амфибии» Ихтиандра изобразил Владимир Коренев, но озвучил — Родионов:
«По каким причинам нужно было озвучивать Ихтиандра, я могу только догадываться. Пригласили около полутора десятка актеров из Москвы. Среди них — великолепные асы дубляжа, а некоторые вообще уникумы, которые, не глядя на экран, могли отойти на пять шагов, развернуться и точно «всаживать» текст!».
Из-за большой загруженности в театре Юрий Сергеевич занимался озвучкой по ночам, однако за это ему не доплачивали. Как-то раз артист пожаловался, что ему заплатили всего 65 рублей, которые он даже брать не стал. В итоге в одной из питерских газет написали осуждающую в сторону Родионова статью. Там журналисты критиковали актера за то, что он, работая в театре и «халтуря в свободное время», остается недовольным.
Лариса Гузеева и Анна Каменкова
С Ларисой Гузеевой есть две четкие ассоциации: передача «Давай поженимся» и роль Ларисы Дмитриевны Огудаловой из мелодрамы «Жестокий романс» Эльдара Рязанова.
К слову, он сомневался в корректности своего выбора насчет актрисы (хотя считал ее красоткой), поскольку она, студентка ЛГИТМиКа, не имела опыта в съемочном процессе:
«У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то, я бы сказал, экзотичность, которая не могла помешать в этой роли. Лариса музыкальна. Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но полагался на себя и на великолепных актеров, которые ее будут окружать во время съемок…
Ей присущи многие качества, необходимые для лицедейства, но, честно говоря, намучились мы с ней немало. Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но, когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче. Лариса оказалась девушкой восприимчивой и трудолюбивой… И, мне кажется, она сыграла свою роль, как говорится, «на полную катушку».
Все же по завершении работы Рязанов убедился — голос актрисы был весьма низким, неподходящим для образа нежной Ларисы Огудаловой. Тогда за помощью он обратился к актрисе Анне Каменковой. А за вокальные партии отвечала артистка театра Ромэн Валентина Пономарева. Сначала она отказалась от предложения, однако уговорить ее удалось.
Нодар Мгалоблишвили и Армен Джигарханян
Здесь все дела в акценте. Графа Калиостро в «Формуле любви» изобразил грузинский актер Нодар Мгалоблишвили, а выручил его Армен Джигарханян, которому лучше всех удалось справиться с этой задачей.
Интересный факт: во время съемок Нодар мог хорошенько выпить и сорвать рабочий процесс. Однажды он так сильно напился, что свалился из окна гостиницы и сломал ногу. Остальные кадры Мгалоблишвили доигрывал в гипсе, а ноги режиссер снимал чужие — композитора Геннадия Гладкова.
Светлана Светличная и Зоя Толбузина
В «Бриллиантовой руке» Гайдай хотел слышать от Анны Сергеевны таинственный и низковатый голос, но у Светличной он не дотягивал до «поставленных критериев», а также был заметен небольшой южный говор. Из-за этого режиссер нашел замену в виде актрисы Зои Толбузиной. Хотя единственную фразу, которую произнесла сама Светлана, мы отлично помним: «Не виноватая я, он сам пришел!».
Наталья Данилова и Наталья Рычагова
На яркую роль Вари Синичкиной в фильме «Место встречи изменить нельзя» претендовали 12 актрис, сам же режиссер Станислав Говорухин не видел в образе героини никого другого, кроме Ларисы Удовиченко, которая попросила примерить на себя образ Маньки-Облигации.
Даниловой тоже поступало предложение пройти прослушивание, но долгое время она отказывалась. И все же когда знаменательный час пробил, сняться в картине Данилову уговорил ее коллега по БДТ Владислав Стржельчик.
И вот картина с участием Даниловой уже была отснята. Сама актриса осталась довольна результатом, но до тех пор, пока не узнала, что Говорухин решил взять на озвучивание другую артистку — Наталью Рычагову. До конца непонятно, что подтолкнуло его на это, однако есть несколько версий (и Данилова их отрицает): кто-то сказал режиссеру о чрезмерной занятости актрисы в театре; он посчитал ее голос слишком сексуальным и низким; из-за репетиций.
«Мою героиню озвучивала другая актриса. Почему? Об этом надо спрашивать у Станислава Сергеевича Говорухина, это было его решение. Я слышала несколько версий. По одной из них, у меня начинались репетиции в театре, поэтому я не могла приехать на озвучание. Но это неправда. Согласно второй, вроде бы покойный завтруппой БДТ взял деньги за официальную бумагу, в которой было написано, что я занята на репетициях, поэтому приехать не могу.
Но кому и зачем это было нужно, ума не приложу! Как бы то ни было, о том, что картина уже озвучена, я узнала, когда ничего нельзя было изменить. Это было для меня очень неожиданно и неприятно, но со временем обида забылась, а картина осталась».
Дмитрий Марьянов и Дмитрий Харатьян
В мюзикле «Выше радуги» Дмитрию Марьянову, сыгравшему главного героя, было всего 16 лет, потому голос еще не был поставлен. Так что когда подросток узнал, что Дмитрий Харатьян озвучит его героя, а петь будет Владимир Пресняков-младший, обид на режиссера не было.
Барбара Брыльска и Валентина Талызина
Изначально Эльдар Рязанов даже и не думал искать для озвучивания Нади в «Иронии судьбы, или С легким паром!» другую актрису, так как хотел слышать голос с акцентом полячки Барбары Брыльски. Однако в процесс вмешались телевизионщики, которые запретили выпускать фильм, где актриса говорит «с изюминкой».
И начались поиски… а порекомендовала Валентину Талызину менеджер по работе с актерами Елена Судакова, убедив коллег в таланте актрисы. Так и вышло — Талызина прекрасно озвучила Надю (и сыграла собственную роль), а Алла Пугачева спела песни Микаэла Таривердиева.
Кстати, в 2006 году Валентина Илларионовна снова «пожертвовала» голос героине Барбары — в новогоднем музыкальном фильме «Первый скорый».
Яна Поплавская и Ольга Рождественская
В сказке «Про Красную Шапочку» 1977 года Яна Поплавская сыграла главную роль, а исполнила песенку Красной Шапочки 8-летняя Ольга Рождественская (дочь певицы Жанны Рождественской). Более того, она записала для фильма четыре композиции, а также гастролировала по многим городам с собственными концертами.