В 1960 году вышла сказка «Марья-искусница», созданная по пьесе Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате» известным киносказочником Александром Роу.
Еще задолго до выхода ленты режиссер планировал снять фильм о солдате, однако все истории о воинах, которые он находил, казались для него слишком серьезными. К детскому просмотру ничего не годилось. Тогда Роу связался со Шварцем, и тот написал сценарий к волшебной картине.
На киностудии же от Александра Артуровича потребовали добавить к своей работе больше фольклора, тем самым подчеркнув ее адаптированность на детскую аудиторию.
Так и вышло, что весь акцент с солдата переключился на сказочных персонажей и магические события. Сказка была наполнена яркими завораживающими декорациями, нарядами, а наименовали ее «Марья-искусница».
В актерский состав режиссер набрал уже известных и проверенных артистов, ранее появлявшихся в его работах. А вот как сложились их судьбы после выхода фильма — поговорим об этом сегодня.
Михаил Кузнецов — отставной солдат
До «Марьи-искусницы» Кузнецов сотрудничал с Роу, снявшись в фильме «Драгоценный подарок». В этот раз ему досталась одна из центральных ролей, отставного солдата, который помогал Ване в поисках Водокрута и спасении мамы.
Как говорил народный артист РСФСР, ему было легко работать с Александром Роу, поскольку он всегда относился к актерам с особым вниманием и не ставил себя выше них. Из-за этого обстановка на съемочной площадке была легкой. По окончании работы над сказкой Михаил Артемьевич снялся еще более чем в 20 проектах, а также занимался озвучиванием фильмов. Своей деятельности он посвятил всю жизнь.
Что касается сердечных дел, то Кузнецов был дважды женат. Обе избранницы оказались актрисами. Первая из них — Людмила Шабалина. В 1943-м пара сыграла свадьбу, а затем вместе снялась в фильмах «Во имя жизни» и «Воздушный извозчик». Во время работы над очередной картиной — «Наше сердце» — он повстречал Викторию Германову. И влюбился. Поэтому подал на развод с первой женой. После свадьбы актриса взяла фамилию мужа, а уже через год у пары родилась дочь Валентина (тоже стала актрисой, умерла на 50-м году жизни).
С Викторией Михаил прожил 38 лет. Любимая ушла раньше него, и эта утрата сделала жизнь артиста пресной и бессмысленной. Тогда он уже хотел отправиться поскорее к жене. Смерть услышала его просьбу через год.
Последней работой Михаила Артемьевича стала картина «Под знаком Красного креста» (роль Николая Степановича Карташова), которая вышла уже после смерти. У актера остался внук Петр Тэжик (1974). Он стал художником и сейчас проживает в Америке.
Нинель Мышкова — Марья-искусница
Нинель Константиновна снялась всего в 30 фильмах, а запомнилась многим из нас по таким известным сказам, как «Садко» (сыграла Ильмень-красавицу) и «Илья Муромец» (Василиса).
Она была необычайной красавицей, которую любил и кинематограф, и противоположный пол, потому от дефицита мужского внимания звезда не страдала. Тому показатель количество браков: Мышкова четырежды выходила замуж.
Первый раз она сказала «Да», еще будучи студенткой. Избранником девушки стал небезызвестный Владимир Этуш, ее педагог. Нинель признавалась — он чем-то напоминал ей отца, которого она рано потеряла. Жили супруги на Чистых прудах в трешке вместе с мамой актрисы, но уже через год развелись.
Дело в том, что Нинель влюбилась в советского композитора итальянского происхождения Антонио Спадавеккиа. Он писал музыку к ее дебютной картине «За тех, кто в море» и бывал у нее в гостях на Чистых прудах. Нинель не смущала приличная разница в возрасте — в то время как ей было 20 лет, Антонио исполнилось почти 40. Влюбленность перевесила числа, последовала свадьба, а затем — и скорый развод.
Третий муж актрисы — оператор Константин Петриченко. Пара познакомилась в 1953-м, тогда же расписалась. Уже через год кинозвезда родила сына Константина. На первый взгляд жизнь казалась идеальной: семья, верный муж, работа. Вот последовали очередные съемки в картине «Гадюка» Виктора Ивченко 1965 года. Режиссер утвердил знаменитость на роль купеческой дочери без всяких проб — не везение ли это?
Вечером, придя с работы домой, Ивченко признался жене в чувствах к другой. А по окончании съемок «Гадюки» горькое признание своему мужу сделала и Мышкова. Спустя 16 лет ее брак с Петриченко распался. Сын начал проживать с мамой артистки. А режиссер и актриса наслаждались совместным времяпровождением.
Нинель называла Ивченко любовью всей жизни, а он — ее. Казалось, актриса наконец обрела истинное счастье, однако через шесть лет случилось страшное. Мужчина перенес три инфаркта, четвертый лишил его жизни. Смерть мужа сказалась на поведении и здоровье Мышковой: она перестала общаться с людьми, начала забывать имена знакомых и даже собственного сына.
В конце восьмидесятых ей диагностировали прогрессирующий рассеянный склероз, и чтобы ухаживать за мамой, любимый сын Костя (работал дипломатом) перевез ее к себе домой во Францию. Там, в Париже, заслуженная артистка РСФСР скончалась осенью 2003 года.
Виктор Перевалов — Ванечка
Съемки в «Марье-искуснице» для мальчика были третьими. Вообще, он начал карьеру актера в восьмилетнем возрасте: сначала — в короткометражке «Тамбу-Ламбу», а затем — в картине «Город зажигает огни». Он был одним из самых популярных детей-актеров советского времени.
Всего Перевалов снялся в 66 проектах, а последняя его роль была в фильме «Хранимые судьбой» 2011 года (вышел уже после смерти актера). Кроме того, с 1994 по 2006 годы Виктор Порфирьевич брал кинобрейк: работал грузчиком, водителем, кровельщиком, а также в ленинградском метрострое.
В 2007 году его удостоили премии на кинофестиваля «Созвездие» «За лучшее исполнение мужской роли второго плана» (роль Клизи Эклезиаста в фильме «Граффити»), тогда же актера наградили дипломом и статуэткой «Волоколамский рубеж» имени С. Ф. Бондарчука (приз Международного фестиваля военно-патриотического фильма).
В отличии от своих предыдущих коллег, в личной жизни он оказался однолюбом. Так, повстречав еще в студенчестве девушку по имени Ирина, он прожил с ней до конца своих дней. У них есть общая дочь Елена. Сам артист называл себя плохим отцом и семьянином из-за частого отсутствия дома по причине съемок.
И в один из летних съемочных дней он поехал из Санкт-Петербурга в Москву, а по возвращении домой почувствовал недомогание. Случился инфаркт. Пятого июля 2010 года Перевалова не стало. Ему был 61 год.
Анатолий Кубацкий — Водокрут
«Надо сказать, что Роу никогда мне ничего не подсказывал, как и что играть. Никаких замечаний. Он считал: раз он пригласил артиста, артист сделает свое дело. Александр Роу придерживался метода антрепризы. У него имелся костяк исполнителей, который просто-таки обязан был принимать участие в его постановках: Милляр, Хвыля, Алтайская, Потемкин, Павленко, Носова. И неважно, подходила роль актеру или не подходила. Он никого из нас не спрашивал и назначал на ту роль, на какую хотел», — рассказывал Анатолий Львович.
После съемки в сказке он снялся еще в 27 картинах, в числе которых «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Чиполлино» и «Варвара-краса, длинная коса». Кроме того, артист занимался озвучиванием мультипликационных персонажей и дубляжем иностранных картин.
Кубацкий также был женат единожды — на проектировщике оборудования Раисе Ефимовне Ельперт-Гальпериной. За 52 года совместной жизни они успели вырастить сына Юлия (руководил мастерской в «Моспроекте», умер в 2017 году).
Жена актера скончалась в 1987 году, и с момента ее потери он проживал один, периодически снимался в фильмах, а затем переехал в Дом ветеранов. Там он провел остаток своих дней и умер 29 декабря 2001 года.
Георгий Милляр — Квак
Коллега Кубацкого Георгий Милляр играл преимущественно в сказках, а широкую известность получил благодаря образу Бабы Яги. Для роли в «Марье-искуснице» актер сбрил усы и брови, а также не побоялся обмазаться зеленкой.
Чаще всего говорят о том, что актер не был женат в молодости. Однако оператор Владимир Окунев сообщал — Милляр женился в 22 года на актрисе актрисе Московского театра Революции. Только брак их распался быстро после того, как артист узнал об изменах любимой.
До 65 лет он жил с мамой, а после ее смерти женился на соседке Марье Васильевне (ее первый муж погиб на войне, и она осталась одна с тремя детьми). Изначально Манечка, как ласково ее назвал избранник, не хотела выходить замуж и говорила, что ей мужчина не нужен, на что тот отвечал:
«А я не мужчина, я — Баба-Яга».
В последние годы жизни народный артист РСФСР мало снимался, однако даже к съемкам в эпизодических ролях подходил с максимальной ответственностью. Умер актер «тихой смертью» — во сне, летом 1993-го. Ему было 89 лет. Незадолго до этого он написал стихотворение, в котором озвучил свою несбывшуюся мечту: сыграть драматического персонажа.
«А, наверное, было бы здорово под финал, под конец пути, напоследок сыграть Суворова и тогда уж спокойно уйти», — признался Георгий Францевич.
Вера Алтайская — Тетушка-непогодушка
И она снималась в других сказках Александра Роу. Например, «Снежная сказка», «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Дом с мезонином» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Вера Владимировна снялась более чем в 60 картинах, а ее жизнь загубил алкоголь. Первым поводом для выпивки стало расставание с мужем, актером Алексеем Консовским, а вторым — переживания из-за несложившейся жизни дочери Светланы (несмотря на то, что она окончила факультет иностранных языков, ей не удалось найти постоянной работы. Также у нее было пристрастие к спиртному. Наследница актрисы умерла в 52 года).
Сама актриса ушла из жизни в 59 лет за несколько дней до Нового года в 1978-м. Причиной смерти стала онкология.