По классике актер оказывается в киноиндустрии после окончания актерского факультета. Сниматься он может уже и в студенчестве, а стать звездой — ближе к выпуску. Так или иначе, путь становления артиста в нашем понимании лежит через высшее профильное.
Но бывают и другие ситуации, когда люди попадают в кино чисто случайно. К примеру, их замечают режиссеры и директора театральных училищ, в то время как сами «актеры» даже не задумывались над творческой карьерой и осваивали другую специальность.
А вот какие наши сегодняшние герои стали людьми случая — узнаем дальше.
Виктор Авилов
Это сейчас мы знаем Виктора Васильевича как заслуженного артиста РФ и звезду кинокартин «Господин оформитель», «Узник замка Иф», «Маскарад». Слава пришла к нему в 30 лет, а до этого он даже и не подозревал о головокружительной карьере артиста.
Авилов родился в обычной семье рабочих, потому особого интереса к творческой сфере ему не прививали. В 19 лет он окончил Московский индустриальный техникум, затем прошел службу в армии и вскоре стал водителем МАЗа в 29-м автокомбинате Мосстройтранса.
Зато в его друзьях числился обожатель театров и актерского искусства. Им был Валерий Белякович. Несмотря на отсутствие профильного образования, он работал в труппе театра под руководством Геннадия Юденича и планировал создать собственный театр. Затем Белякович вместе со своим братом Сергеем и другом Виктором поставил собственный спектакль — «Женитьбу» Гоголя — в небольшом клубе в подмосковной деревне Востряково.
Эта постановка изменила жизни трех друзей: в 1977-м Белякович основал Театр-студию на Юго-Западе, в труппе которого был и Виктор Авилов. После нескольких выступлений он понял — реализованная мечта быть шофером уже давно изжила себя, и пора двигаться в другом направлении. Направлении артиста.
«Первые наши работы были веселенькие: «Водевиль», «Женитьба» Гоголя, ранние чеховские рассказики. Все хиханьки да хаханьки.. Выходили на сцену, дурачились, прыгали, орали. Не каждый день, раз-два в неделю спектакль. Но постепенно театр выходил на другой уровень — профессиональный. Это как-то само по себе перетекало.
И если я не ушел из театра, так только потому, что не мог подвести своих друзей. А первая роль, после которой я серьезно задумался, кто я, что я, и что мне надо вообще в этой жизни и в профессии, появилась в 1980 году. Это был Мольер в «Кабале святош». А дальше посыпалось: «Носороги», «Гамлет» — спектакли и роли. После которых, уже назад ходу не было!», — беседовал он с «Вечерней Москвой» в 2004 году.
В кино актер дебютировал лишь спустя десять лет с момента открытия Театра-студии (в 1987-м с его участием вышел фильм «По траве босиком»). Вскоре артиста настигла слава, и в девяностых он был абсолютной звездой.
Однако судьба лишила Авилова дела всей жизни слишком рано — он скончался в 51 год в августе 2004-го. У него был рак желудка.
Наталья Варлей
Звезда комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» носит звание заслуженной артистки РСФСР и является лауреатом Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской. В творческой копилке Варлей насчитывается свыше 100 проектов. Но знала ли она в свои 20 с небольшим лет, что все это будет про нее?
Она даже не задумывалась о карьере актрисы: за ее спиной оконченное с красным дипломом отделение акробатики Государственного училища циркового и эстрадного искусства (специальность — «Артистка-эквилибристка Союзгосцирка»). Наталья выступала в разных цирках столицы, в числе которых и Московский цирк на Цветном бульваре. Там же ее заметил режиссер Одесской киностудии Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич, который пришел посмотреть на друга, клоуна Леонида Енгибарова, и увидел Наташу. Режиссер предложил ей сняться в своем новом фильме «Формула радуги», и та не отказалась.
«Сначала меня увидел режиссер Хилькевич. Пригласил сняться. Тогда в Одессе на киностудии меня заметила ассистентка Леонида Гайдая и взяла на карандаш. Потом я вернулась домой и получила телеграмму с приглашением на пробы. Но когда меня утвердили в «Кавказской пленнице», я рыдала. Не хотела сниматься», — так Варлей рассказывала о не входившей в планы актерской карьере.
Уже через год, в 1967-м, Наталья Владимировна покинула арену цирка и поступила в Театральное училище имени Б. В. Щукина. Сейчас актриса известна на всю страну, однако в глубине души она до сих пор размышляет о правильности выбора карьеры, ведь она оставила свою мечту. Свой цирк:
«Я до сих пор думаю, счастливый это случай был, что я попала в кино, или нет?».
Вера Глаголева
Вера Витальевна даже и не думала становиться актрисой. Еще будучи ребенком, Вера питала любовь к спорту. В этом заслуга ее отца, который видел в дочери гимнастку и отдавал ее на разные секции. Сама же девочка чуть отошла от папиных ожиданий и выбрала кое-что поинтереснее — стрельбу из лука.
Ее привлекали и форма для занятий, и секция, и само оружие. А самое главное — Вера делала огромные успехи в стрельбе и даже вошла в молодежную сборную Москвы. В 17 лет она стала мастером спорта и готовилась войти в состав сборной России. Мечты о спорте не отпускали ее, но все изменил один день. День, когда она пришла на «Мосфильм», где работала подруга.
В коридоре на Глаголеву обратил внимание ассистент режиссера и предложил сняться в фильме Родиона Нахапетова «На край света…» (впоследствии Нахапетов станет первым мужем актрисы). Ради эксперимента девушка согласилась на предложение, быстро выучила сценарий и вела себя на репетиции настолько естественно, что режиссер отдал ей главную роль.
«Я никогда не боролась ни за одну роль. Если меня приглашали на пробу и я не нравилась режиссеру, то отходила в сторону», — говорила актриса.
Всего актриса снялась в 71 проекте, а ушла из жизни, когда ей был всего 61 год. Причиной смерти стал рак желудка.
Наталия Аринбасарова
В мечтах Наталии Утевлевны была карьера балерины — настолько ее вдохновил просмотр «Лебединого озера». Она рассказывала о своей необычайной гибкости и способностях завязаться «чуть ли не в узел». В 1956-м она поступила в хореографическую школу, а оттуда перешла в Академическое хореографическое училище при Большом театре. Казалось, мечта на грани реализации.
Но одним утром она узнает о том, что Андрей Кончаловский приглашает ее принять участие в фильме по роману Чингиза Айтматова «Первый учитель». Вещи собраны. Она выезжает на встречу. И уже на месте выясняется, что Аринбасарову перепутали с другой девочкой:
«Директор интерната вызвал меня в кабинет и сказал, что я должна поехать на «Мосфильм» для беседы с режиссером. Я ничего не поняла и очень заволновалась. Еще бы — кино, волшебный мир!
На студию приехала в жуткой интернатской одежде: пальто драповое бордового цвета с огромным воротником, не по размеру, почти до пяток, шапка-ушанка, башмаки суконные на крючках. И когда Кончаловский меня увидел, он вытаращил глаза от ужаса. К тому же я оказалась не той девочкой, которую он ждал. Просто в интернате перепутали и послали меня».
В итоге Наталия Утевлевна все же снялась в картине и получила приз Венецианского кинофестиваля «Золотой кубок Вольпи» за лучшую женскую роль в 1966-м. Тогда же она вышла замуж за Кончаловского. У них есть общий сын Егор, который также стал режиссером.
В 2022-м Аринбасарова снялась в фильме сына «Мой папа — вождь», который представляла на кинофестивале «Алые паруса» в «Артеке». Сейчас актриса проживает в загородном доме и проводит время с внуками.
Елена Метелкина
Елена Владимировна обрела популярность, снявшись в фильме Ричарда Викторова «Через тернии к звездам», в котором ей досталась роль инопланетянки Нийи.
Интересная история связана с нахождением Метелкиной режиссером. Дело в том, что изначально она работала библиотекарем, а потом начала строить карьеру модели (во времена СССР ее должность называлась «демонстратор одежды»): снималась на обложки журналов и ходила по подиуму в ГУМе. Так вот, писатель Кир Булычев и режиссер Ричард Викторов пролистывали один из журналов, в котором и наткнулись на фото Лены.
После съемок в картине она заняла четвертую строчку по популярности среди актеров, сама же картина в первый год собрала более 20 миллионов просмотров.
Далее Метелкина сыграла в фильмах «Очень важная персона» Евгения Герасимова и в сериале «Гостья из будущего» Павла Арсенова. После этого актерская карьера пошла на спад, самый недавний фильм с участием кинозвезды вышел аж в 2013 году — Елена исполнила главную роль в короткометражке «Простое женское счастье».
«Были и письма от детей, их родителей, педагогов со словами «Не играйте больше ничего, останьтесь в нашей памяти только Нией, беспомощным пришельцем, которого вырастили люди», — рассказывала Метелкина Борису Корчевникову в передаче «Жизнь и судьба».
Сейчас знаменитость поет в хоре храма Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе, работает в церковной лавке и занимается благотворительностью.
Кстати, поклонники актрисы отмечают ее бесподобные внешние данные — в свой 71 год она выглядит максимум на 50!