Польза скороговорок для детей
- Развивают речевое дыхание, особенно когда проговариваешь их в разном темпе: медленном, среднем, быстром.
- Улучшают качество дикции, то есть делают произношение четким.
- Развивают сенсорные способности, необходимые для «запуска» и улучшения речи.
- Тренируют интонацию: учат произносить вопросы, восклицания и другое.
Ребенок обычно с удовольствием произносит скороговорки, потому что их сюжеты пронизаны юмором, или же ситуации, описанные в этих текстах, выглядят абсурдными, непонятными. Все это привлекает, смешит и хорошо запоминается.
Если ребенок только учится говорить
Когда ребенок заговорит? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам.
Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук. Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре.
Как заинтересовать занятиями?
Вот несколько советов о том, как превратить «скучные» занятия в увлекательные:
- Превратить все в игру, в которой интересно и взрослому, и ребенку.
- Использовать карточки с картинками и/или рифмованные строчки.
- Интонировать произнесение, читать артистично, «по ролям».
- Начинать разучивать фразы в неспешном темпе: произносить протяжно, негромко. Можно даже спеть вместе с ребенком, если произносить сложные слова совсем трудно.
- Если с речевым дыханием все в порядке, добавлять скорость. На то они и скороговорки, чтобы их тараторить, не сбиваясь.
- Уместным будет соревнование между детьми одного возраста: кто произнесет быстрее и чище.
Простые скороговорки для малышей 1-2 лет
В возрасте, когда ребенок только учится говорить, с ним будет уместно тренироваться произносить звуки [г], [д], [з], [с].
Для тренировки звуков [г] и [д]
Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке.
Стоит гора посреди двора.
На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.
Галка села на забор, грач завел с ней разговор.
«Га-га-га, — гогочет гусь. — Я семьей свой горжусь!»
Дятел дуб долбил, продалбливал, да не продолбил, не выдолбил.
Дед Додон в дуду дудел. Дудкой Диму он задел.
Дед Данила дыню делил: дольку — Диме, дольку — Дине.
Надя дыню не доела — дыня Наде надоела.
Ду-ду-ду — вот я с песенкой иду.
Да-да-да — здесь большие города.
Ди-ди-ди — ты далёко не ходи.
До-до-до — свили птенчикам гнездо.
Для тренировки звуков [з], [с]
Коси коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
Свиристель свистит свирелью.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Сани — скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Та-та-та, у нас дома чистота.
Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.
Зойкиного зайку зовут Зазнайка.
Зацепился зонтик за забор. В завитушках зонтика узор.
Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Из кузова в кузов грузили арбузы.
«Языковертки» для детей 2-3 лет
Происходит становление звуков и их пар [б] — [п], [в] — [ф], [к], [т], [х]. А также звуки [м], [н]. Сейчас самое время для их постановки и тренировки.
Для тренировки звуков [б] и [п]
Били бараны в барабаны.
Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.
Все бобры добры для своих бобрят.
Бредут бобры в сыры боры — бобры храбры!
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр Петру пек пироги.
Пел перепел за деревней, пел тетерев средь деревьев. Перепел пел-пел — тетерева перепел.
Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»
Для тренировки звуков [в] и [ф]
Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
Варвара цыплят караулила, а ворона цыплят воровала.
Я во двор вола вела, за рога вола вела. В хлев вела вола, а вол меня в огород увел.
У Феди — фуфайка, у Фаи — туфли.
Фасоль, фасоль — вот и выросла фасоль.
Федя филина боится — филин может рассердиться.
Для тренировки звука [к]
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
К Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Об этом сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала!»
Не ест корова короб корок — ей короб сена больше дорог.
Капа Капитону купила кипу кепок.
Колпак на колпаке. Под колпаком — колпак.
Котик ниток клубок укатил в уголок.
Для тренировки звука [т]
У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
Топали да топали. До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
От топота копыт пыль по полю летит.
Тридцать три вороны в ряд тараторят, тарахтят.
Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками — в лесу на ветке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Для тренировки звука [х]
Вставай, Архип, — петух охрип.
Хохлатые хохотушки хохотали: «Ха-ха-ха».
Архип охрип, а Осип осип.
Нюхал Захар уху да нахваливал: «Ух, хороша уха!»
Прохор и Пахом ехали верхом.
Муха-горюха села на ухо.
Полезные скороговорки для детей 3-4 лет
Считается, что это возраст освоения шипящих и свистящих звуков. Потренироваться в их произношении можно с помощью этих «потешек». Про звук [з] мы уже упоминали — здесь все упражнения, кроме него.
Для тренировки звуков [ш] и [ж]
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Вымыли мышки миски у мишки.
Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, да под душем вымой тушь. После душа вытрись суше и не пачкая больше уши.
У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.
Во лесу лозу вяжу. На возу лозу везу. Коза, не лижи лозу — накажу!
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Не страшно ведь жучок жужжит.
Жаба, журавль и желтый жучок в гости к ежихе шли на лужок.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Для тренировки звука [ц]
Цыган на цыпочках цыпленку крикнул: «Цыц!»
Цапля цепкая была, цапля долго не ждала — клювом цап и целиком лягушку проглотила.
Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать.
Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.
Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки. Целый чан у цапли чая, цапля-врач больных встречает.
Для тренировки звука [ч]
В горячей печи пекарь пек калачи.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертнека чертили черными чернилами чертеж.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Черной галке черный дрозд подарил черники гроздь.
У пчелы, у пчелки почему нет челки? Отвечаю почему: «Челка пчелке ни к чему».
Чу! В чулане есть сверчок. Четко слышно: «Чок-чок-чок».
Для тренировки звука [щ]
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Щука леща угощала борщом.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.
Самые трудные буквы Р и Л для детей 4-6 лет
Речевой аппарат готов для освоения сонорных [р] и [л]. Поэтому в возрасте 4-6 лет рекомендуется заняться развитием именно этих звуков. Вот видео от логопеда о правильном и быстром способе поставить звук [Р] у дете
И скороговорки в помощь:
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Проворонила ворона вороненка.
Подал грабли крабу краб: «Грабь граблями сено, краб!»
Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
У села ли села лиса, у опушки ли леса?
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Не жалела мама мыла — мама мылом Милу мыла.
Мы ели-ели ершей у ели. И еле-еле их у ели доели.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
Скороговорки для развития дикции взрослых
Занятия на чистоту произношения для взрослых отличаются от детских, главным образом, тем, что здесь чаще используют труднопроизносимые словосочетания. Второй важный нюанс, пожалуй, в том, что у взрослых другие цели. Многие хотят не просто улучшить дикцию, избавиться от слов-паразитов, проработать некоторые звуки, но и избавиться от говора. В этом видео максимум полезной информации:
А из детского списка скороговорок стоит выбирать самые сложные, дополнив их вот такими, например:
Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру — Лавру на Фрола навру.
У Феофана Митрофановича три сына Феофановича, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовал, да зарапортовался.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Рыла двор свинья белорыла да тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
Говорили про Прокоповича. Про какого Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего!
Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии
Рекордно длинная и невероятно сложная чистоговорка, которую часто используют дикторы и люди, чья работа связаны с публичными выступлениями. Это нужно слышать.