Источник: Unsplash (@anniespratt)

Начало учебного года — время непростое как для детей, так и для родителей. Школьникам тяжело влиться в учебный ритм после летних каникул ,а родителям непросто контролировать этот процесс и помогать ребенку справляться с трудностями и переживаниями. 

Если заметили, что ребенок находится в стрессовом состоянии, не спешите бить тревогу. Для школьника — и в начальных и старших классах — вполне нормально испытывать волнение в первые учебные недели. Как родители могут помочь в таких ситуациях и нужно ли их вмешательство, рассказал Михаил Истомин, клинический психолог, эксперт образовательной компании MAXIMUM Education.

Разговор способен решить многие вопросы

Включенные родители хорошо знают, как их ребенок ведет себя, когда у него все порядке и ничего не беспокоит и наоборот. Им несложно заметить, когда школьника что-то тревожит. Например, он стал более замкнутым, сразу после школы закрывается в своей комнате или избегает любых контактов с домашними, или психует на ровном месте, или плачет и многое другое. 

Частое такое поведение сопровождается фразами: «Я очень устал», «Не хочу учиться», «Мне сложно», а также проблемами со здоровьем — ребенок начинает чаще болеть. Все это не должно насторожить родителей, но не вызывать у них панику. 

Апатия и раздражение у детей проявляются не только под конец учебного года, но и в самом его начале. В первые недели после летнего отдыха школьникам сложно настроиться на рабочий процесс. Некоторые из них долго вовлекаются и из-за этого испытывают дискомфорт от учебы, окружения или нагрузки. На данном этапе важно уметь слышать своего ребенка и замечать любые изменения в его эмоциональном состоянии. В том числе не игнорировать и не сердиться на фразы: «Можно я не пойду завтра в школу?» и «Я больше не хочу ходить в школу, она мне не нужна».

Дети, особенно в школьном возрасте, очень ранимы и недоверчивы. Поэтому единственная возможность провести разговор на дружеской ноте — не спрашивать «в лоб», а аккуратно интересоваться. Начать можно с таких фраз: «Что думаешь насчет нового учителя?», «Есть ли у тебя сложности с математикой, может быть, нужна моя помощь?», «Нет ли проблем с одноклассниками?» и так далее. 

Только ежедневный обмен впечатлениями поможет находиться в курсе переживаний ребенка.

Планирование и тайм-менеджмент — лучшие инструменты адаптации к школе

Адаптация после отдыха проходит сложно не только у детей, но и у взрослых, например, когда с отпуска нужно выходить на работу.  Но, в отличие от взрослых, которые могут взять себя в руки и отрегулировать режим сна и отдыха, потому что понимают, что без дисциплины им будет сложно справляться с рабочими задачами, большинство детей не задумываются о взаимосвязи своей продуктивности и режимом дня. 

Поэтому задача родителей — помочь им с этим справиться. В частности, учитывать не только отход ко сну не позже полуночи, но и дневной сон. Например, если школа находится на другом конце города, и ребенку приходится рано просыпаться, можете ввести в его режим сон-час. Так он будет знать, что после школы сможет расслабиться дома, и никто не будет его подгонять.

Два важных правила дневного сна: 

  1. Дневной сон лучше планировать в промежутке от 15 до 16 часов. 
  2. Продолжительность сна должна быть не более 45 минут. 
    Дети обычно не умеют себя контролировать и могут уснуть очень надолго, но смысла в таком дневном сне практически нет. Он наоборот может вывести из рабочего настроя. Более того, выспавшись днем, ночью школьник долго не сможет заснуть, а значит, проснется утром разбитый. 

Многие школьники испытывают стресс из-за того, что они ничего не успевают. Навалившееся большой горой домашнее задание начинает давить.

Как помочь в этом случае:

  • совместно составить план работы на ближайший период обучения — четверть или полугодие. Можно вносить в него желаемые оценки, результаты или просто прописывать мини-цели. Например, «подтянуть за год английский». 
  • систематизировать выполнение «домашки» — составить график по времени и по дням недели.

Как дополнительные занятия влияют на стресс

В начале года лучше повременить с дополнительными занятиями, кружками и секциями, особенно, если ребенок сильно загружен в школе и для него хобби — это не способ разгрузиться и отвлечься, а что-то, что вытягивает у него последнюю энергию. 

В период адаптации важно оставить лишь те занятия, которые нравятся ребенку и приносят ему удовольствие.

Важно! Сразу нагружать школьника новыми кружками и спортивными секциями не стоит. Это может привести к перегрузке. Не лишайте ребенка свободного времени, у него должна быть возможность побыть наедине с собой и отдохнуть.

Как вернуть мотивацию к учебе 

Все дети переживают из-за учебы. Родителям главное — не усугублять их тревоги. Иногда кажется, что лишний раз заставить ребенка переписать домашнюю работу без единой помарки или отругать за полученную двойку, — это лучший способ поддерживать дисциплину. Однако все происходит наоборот. Такое поведение родителя отражается на эмоциональном состоянии ребенка, его желание учиться пропадает, а страх получить плохую оценку преследует на протяжении всего учебного года.

Что лучше делать в этом случае:

  • Если ребенок переживает из-за плохой оценки, скажите ему, что неуд или тройка — это не конец света, а всего лишь показатель, что в знаниях есть какие-то пробелы, которые можно заполнить. Ничего страшного и не произошло.
  • Не стесняйтесь хвалить ребенка за прошлые заслуги в учебе. Даже если это первоклашка — у семилеток, скорее всего, есть какие-то заслуги из подготовительных классов. Такая похвала в момент, когда ребенок расстроен, придаст ему уверенности в себе и в своих силах.
  • Расскажите о том, как вы переживали подобное, когда сами учились в школе. Тот факт, что у родителей были свои учебные «взлеты» и «падения» могут вдохновить школьника. Плюс он поймет, что он не одинок в в своих проблемах, что такое случается со всеми. 
  • Спросите без давления, почему произошла ситуация, которую ребенок считает своей неудачей. Например, спросите, насколько для него была сложной тема, понял ли он то, что объяснял учитель и так далее. Подобная спокойная и не назидательная проработка поможет найти начало проблемы и заняться ее решением. 

Спокойное  и участливое отношение родителя к проблемам ребенка, помогает школьнику справиться с тревожностью. В атмосфере, где его понимают и готовы всегда поддержать, ребенку проще преодолевать сложности. Поддержка необходима всем, вне зависимости от возраста. 

Как поддержать детей разных возрастов: желательные сценарии 

Как поддержать первоклассника. Для первоклашки поход в школу — это не столько стресс, сколько интерес к чему-то новому. В момент перехода на новый этап он начинает чувствовать себя взрослыми, поэтому важно не напугать ребенка чрезмерной требовательностью и жестким контролем. Позвольте ему совершать ошибки.

Допустим, он забывает делать домашнее задание в первую неделю или периодически приходят в грязной форме со школы. Не стоит отчитывать его за это. Достаточно во время каких-то обычных домашних ситуаций разбирать случившееся. Например, во время ужина, можете рассказать ему какой-то поучительный пример и поинтересоваться, какие выводы он из него сделал. 

Первоклассник должен сам адаптироваться к учебе. Не докучайте ему своей поддержкой, а также не переживайте и не злитесь, если придется объяснять одно и то же несколько раз. Ребенок, который только пошел в школу, еще не знает правила игры. Дайте ему время освоиться. 

Как поддержать пятиклассника. Пятиклашки часто испытывают особый стресс и тревожность, ведь пятый класс —это уже не начальная школа. Это своего рода учебный экватор — здесь нагрузка значительно возрастает. Первые пару месяцев учебы пятиклашки могут не справляться. Причем проблемы будут больше не с домашними заданиями, а с планированием.

Поэтому мамам и папам нужно помочь ребенку выстроить расписание и первое время контролировать то, как он его придерживается. 

Как поддержать старшеклассника. Причины переживаний учеников старших классов и их родителей — это ОГЭ и ЕГЭ. Из-за этих экзаменов старшая школа становится непростым испытанием для всех участников учебного процесса.

В этот период родителям лучше: 

  1. не усердствовать с нагрузкой, требованиями и контролем успеваемости;
  2. учитывать интересы ребенка и считаться с его мнением;
  3. сопровождать ребенка на его профориентационном пути.
    Не стоит бояться, что ребенок сделает неправильный выбор, ведь иногда невмешательство — лучшая помощь. Просто будьте рядом, а если подросток обратится за помощью — не оставайтесь в стороне. Когда старшеклассник понимает, что он свободен в своем решении и его, в любом случае, поддержат, ему проще сделать выбор. 
Рекомендуем