Источник: Unsplash (@jeshoots)

«Дети до 7 лет уже год жизни провели в гаджете», — это слова британского психолога Арика Сигмана. Результаты своего исследования он озвучил на выступлении в Британском Королевском научном обществе. В России похожее наблюдение зафиксировали в Лаборатории Касперского. Эксперты компании утверждают, что в нашей стране 40% детей в возрасте до 10 лет постоянно находятся в онлайн-мире.

Это значит, что мозг в период своего максимального развития не получает должной нагрузки. Ребенок, уткнувшись в свой гаджет, потребляет информацию, которая с одной стороны, плохо усваивается, а с другой, и вовсе не нужна. Такой информационный мусор пагубно влияет на мозг юного пользователя, ведь он пока еще не в состоянии отсеивать хорошее от плохого. В итоге такая всеядность может привести к цифровой зависимости. 

Цифровая зависимость — официальный медицинский диагноз.

Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ−10), это психическое расстройство, при котором количество нейронных связей снижено на 10%. То есть мозг усыхает на 10%. Реакция при цифровой зависимости, как показали исследования, такая же как на наркотики.

Как родители сами подталкивают ребенка к интернет зависимости

Обычно родители начинают говорить о цифровой зависимости своих детей, когда ребенок перестает реагировать на соответствующие замечания и живет в каком-то своем параллельном онлайн-мире. Но прежде чем начать говорить о том, как его оттуда вытащить, напомним, по какой причине дети чаще всего туда попадают. 

Родители сами подсаживают своих детей на гаджеты.

Источник: Unsplash (@ltoinel)

Происходит это, когда ребенок начинает ходить и пытается всячески познать окружающий его мир. Маме или отцу сложно уследить за перемещениями своего чада, поэтому они подсовывают ему телефон или планшет. Включают какую-нибудь занимательную игру или мультик, и вот малыш уже спокойно сидит и ничего ему больше не надо. Родители, радуясь своей находчивости, в это время могут быстро сделать свои дела или, наоборот, отдохнуть от них. 

Также такую уловку взрослые часто практикуют при кормлении ребенка. Увлеченный яркими картинками на экране малыш охотно съедает кашу или суп. В общем, с гаджетами жизнь родителей становится чуть проще. Их чадо не кричит, не плачет и никуда не лезет. При этом не нужно заморачиваться и придумывать развлечения, чтобы занять малыша, также как и не нужно заниматься с ним. 

Все же уже есть...в телефоне.  

Более того, многие мамы и папы не видят ничего дурного в том, что их малолетний ребенок постоянно сидит в телефоне. Напротив, их умиляет тот факт, что карапуз с таким умным видом жмет на экранчик. Нередко можно услышать такие фразы: «Он такой маленький и уже такой умный», «В свои 1,5 года наш малыш уже так ловко управляется с техникой», «Современные дети быстрее усваивают все через телефон».

Такая родительская халатность в итоге может привести к тому, что ребенок начнет проявлять безразличие к реальной жизни. Этот момент очень легко упустить. Обычно, когда родители замечают, что их ребенка уже невозможно оторвать от планшета или телефона, когда каждая попытка заканчивается скандалом, то значит, все зашло далеко. Решать проблему в этих случаях сложнее, чем на начальных этапах.

Поэтому и необходима профилактика интернет зависимости у подростков и детей младшего возраста. Но чтобы ее проводить, родителям нужно быть последовательными и уметь аргументировать свои действия, а не просто забирать телефоны и планшеты без объяснений. 

Почему гаджеты не смогут заменить развитие ребенка в раннем детстве

Источник: Unsplash (@porkbellysteve)

Ребенка развивает только то, что он увидел в реальном мире:

— Когда начинает ползать и познавать мир, развиваются нейронные связи, отвечающие за понимание пространства, времени и логику.
— Когда берет в руки разные предметы, трогает, нюхает или пробует на вкус, то развиваются восприятие и переработка информации. Чем больше будет такого опыта, тем проще и быстрее в будущем ребенок освоит чтение и не будет испытывать сложности при планировании. 
— Когда взрослые рассказывают что-то ребенку, говорят с ним тет-а-тет, слушают вместе с ним музыку и обсуждают просмотренные мультфильмы, а не просто оставляют его с ними наедине, то это хорошо влияет на память, умение решать задачи, развитие слуха и чтения, а также мыслительных процессов. 

Если ребенок с детства получает информацию только через гаджеты, то у него не произойдет закладка тех нейронных связей, которые нужны для учебы и жизни в целом. Плоские изображения не развивают. Они могут быть вспомогательным элементом в тандеме с реальным взаимодействием с ребенком. Поэтому не нужно ограничивать ползание ребенка, отвлекая его онлайн-развивашками. 

Малыш, может, и не будет вам мешать, а вот вы его развитию — да. 

Как появляется интернет зависимость в подростковом возрасте

Источник: Unsplash (@grzegorzwalczak)

Кто прошел этап раннего детства без «потерь», может попасть в группу риска в подростковом возрасте. И тут родителям тоже нужно начать с себя, ведь они сами создают нездоровую ситуацию, когда покупают и дают детям в неограниченное пользование гаджеты.

С одной стороны, родителей можно понять. Некоторые мамы и папы переживают, что их дети-подростки будут чувствовать себя ущербными рядом с друзьями. Поэтому поддаются на такие уловки, как: «У всех уже есть то-то и то-то, только я один, как дурак, хожу». А с другой, понять их сложно. Ведь, покупая планшет или новый смартфон ребенку,  многие родители ставят себе галочку, что они хорошие и оставляют детей наедине с онлайн-пространством.

Чем опасна такая самостоятельность

Доверять своему ребенку, конечно, нужно, но важно помнить, что переходный возраст — период, когда у школьника формируется мировоззрение. Он вырабатывает собственное отношение к миру через самоанализ и рефлексию. Поэтому, когда дети выстраивают вокруг себя информационное пространство только из своих интересов — это плохо.

Возьмем даже те же соцсети.

Источник: Unsplash (@katiegerrard)

Со временем алгоритм любой площадки начинает предлагать пользователю контент, выстроенный на основе его интересов. В итоге создается иллюзия, что в мире есть только то, что нравится тебе и что большинство людей с тобой на одной волне.

Но это не так. 

Оказываясь вне своего вакуума, ребенок может испытать стресс. Потому что люди вокруг не такие как в онлайн-пространстве. Они могут не понять твоих шуток и убеждений. Здесь нужно уметь отстаивать свою позицию и, в отличие от соцсетей, в реальной жизни тебе в редких случаях дадут высказаться и не перебьют. Взаимодействовать с людьми вживую, а не через посты и комментарии, намного сложнее. 

Кроме того, если ребенок в течение какого то времени находится в цифровом мире ( сюда относятся не только гаджеты, но и TV) более 20 минут,  то: 

  • Начинают рушиться нейронные связи, отвечающие за долговременную память.
  • Ухудшается концентрация внимания.
    Дети испытывают сложности при чтении и выполнении уроков. Причина — им сложно запоминать и держать внимание.
  • Интернет зависимые подростки плохо запоминают, о чем говорят родители, учителя.
    Все просьбы и полученные знания быстро улетучиваются вместе с информационным мусором, который они поглощают. Поэтому может резко снизиться успеваемость. 

Смартфоны стали жизненно необходимы. Они превратились в продолжение руки. Жизнь без них кажется уже какой-то не такой. От этой зависимости страдают много взрослых людей, что уже говорить о детях. Поэтому родителям, прежде чем требовать от своих детей послушания в этом вопросе, нужно проанализировать собственное поведение.

Мамам и папам всегда нужно начинать с себя.

Источник: Unsplash (@creativechristians)

Наказание без объяснений и отсутствие личного примера  могут привести к тому, что у ребенка не сформируются причинно-следственные связи. Он не поймет логику действий родителей. 

А люди, как правило, не верят тому, что не понимают.  В итоге наказание может привести к агрессии со стороны ребенка. 

Если родитель молча или со скандалом заберет телефон у подростка, то он рискует совсем потерять отношения с ребенком, которые и без того были уже нарушены. Скорее всего, школьник начнет манипулировать этим. Устроит бойкот, например, или будет всем своим видом показывать, что хозяин в доме он, а не мама с папой. И это отчасти правда. Да, это обидно слышать и нелегко принять, но раз родителям сложно установить свои правила в доме, значит, они утратили свой авторитет. 

Поэтому первое, что нужно сделать взрослым — это понять, что проблема не решается посредством связки — заберу, накажу. Она решается созданием четких правил и налаживанием отношений с ребенком. По доброму, но твердо. Важно всегда иметь ввиду, что у детей, по сути, нет никаких ограничений во времени и моральных нормах. Они знают, как отомстить родителям и сделают это, если посчитают нужным.

Как проводить профилактику интернет зависимости у подростков: советы родителям

Действовать нужно, согласно поговорке: «Если не можешь предотвратить беспорядок, надо его возглавить!» Родителям нужно внедриться в мир своего ребенка. Спрашивайте подростка о его интересах, просите научить вас чему-то, что умеет только он. Например, скажите, что хотите вместе снять видео в ТикТок. Скорее всего, он согласится, потому что семейные ролики на этой платформе сейчас пользуются высоким спросом. Так что, можно «убить сразу двух зайцев» — усилить доверие и помочь с контентом.

Если же ребенок играет в компьютерные игры, попросите научить или рассказать, что  его увлекает в той или иной игре. Только по- дружески, искренне. Если вашего подростка затянуло в соцсети, внедряйтесь туда, но не из позиции: «Давай-ка, проверим всех твоих друзей и сообщения», а, используя прием, который мы описали выше. 

Подобные методы сработают, когда у родителей и ребенка еще сохранились теплые отношения. Когда конфликты и недопонимания еще не отдалили их друг от друга. 

Но если отношения с бунтующим чадом не очень, то вряд ли подросток начнет ни с того, ни сего вам все рассказывать. Поэтому приложите усилия, чтобы восстановить былую дружбу или выстроить ее. Будьте готовы к тому, что произойдет это не сразу. Но это нужно сделать, иначе вы не продвинетесь дальше. 

Важно! Пока не подружитесь со своим ребенком, не говорите с ним об играх и соцсетях. Сначала нужно стать другом и авторитетом. Когда это произойдет, то ребенок сам начнет с вами делиться своими мыслями, станет более открытым и начнет прислушиваться к вашему мнению.

В чем секрет компьютерных игр и как использовать его в борьбе с игроманией

Источник: Unsplash (@uusaez)

Создатели игр — мастера залезать в головы и души людей. Придуманные ими Вселенные постепенно завлекают и создают у детей чувство, что там у них есть все, что нужно. Реальность этим похвастаться не может. Но есть несколько подсказок, которые помогут перенести принцип работы компьютерных игр в оффлайн-жизнь. 

1. Постепенно увеличивающаяся нагрузка

Начинать нужно с легкого и постепенно увеличивать сложность. Не надо сразу на сутки ограничивать время пребывания в онлайн. Начните хотя бы с 10-15 минут в день. За соблюдение условий поощряйте ребенка. Приз не должен быть каким-то дорогим. Можете составить таблицу, в которой будут указаны все члены семьи и их достижения. Так, подросток поймет, что:

  • во-первых, не он один должен соблюдать правила;
  • во-вторых, такой подход добавит соревновательного момента.

2. Материальное поощрение

Если есть улучшение, то есть оплата. Если нет, то нет.  Такой метод быстро дает результаты — при этом ребенок видит, что только когда он старается и достигает, есть вознаграждение. В общем, будь, как создатель игр, создай дома такую игру.

Важно помнить, что цифровая зависимость появляется, когда мозг понимает, что можно добыть дофамин — гормон счастья — легким путем. Проводниками служат гаджеты, ТV, игровые комнаты, батуты, такие легкие развлечения, как просмотр ТикТок, мемов и бесконечное «путешествие» по интернет-страницам. В общем, все, что не требует приложения усилий мозга. Сюда же можно отнести фастфуд и сладости.

Вот лишь несколько последствий увлечений «легким дофамином»:

  • атрофия (усыхание) мозга,
  • отупляющая зависимость, сопровождающаяся нервными срывами,
  • потеря памяти, внимания и концентрации
  • подростковая депрессия.
Источник: Unsplash (@hugowiz)

На самом деле мозг испытывает счастье, когда трудится, что-то решает и перерабатывает трудную информацию, а не фастфуд — информационный или пищевой. Человек испытывает радость, когда решают задачу, еще недавно казавшуюся неразрешимой. В эти моменты мозг вырабатывает и получает полезный дофамин. Об этом в своей книге «В поисках потока», в том числе написал венгерский психолог Михай Чиксентмихайи. Также аналогичные выводы можно встретить в трудах и других ученых. Это довольно популярная тема для исследований. 

Вас может заинтересовать