Кадр из фильма «Девушки в опасности»

Рационализация

Одна из старейших и сильнейших форм когнитивных искажений. Человек заинтересован в том, что он думает и делает, и потому бессознательно стремится найти оправдание собственным поступкам.

Все — всегда, никто — никогда

В нашей жизни часто звучат фразы «Все они одинаковые», «Никто не хочет работать». Скорее всего, мы в ловушке такого когнитивного искажения, как преувеличение и преуменьшение. Поскольку подобные фразы чаще всего произносятся в сердцах, лучше всего выводы делать в спокойной обстановке и дать любой проблеме немного «отлежаться» — утро вечера мудренее.

Яркий пример — отец Чарльза Дарвина. Он полагал, что из его сына никогда ничего путного не выйдет, в раздражении наблюдая за его праздным образом жизни в юности. Как показала жизнь, Дарвин-старший был необъективен к своему сыну.

Самоуверенность

Стадный инстинкт в действии: что мешает нам быть объективными
Кадр из фильма «Месть от кутюр»

Быть уверенным в себе — хорошо, но все хорошо в меру. Как только уверенность переходит в самоуверенность, человек теряет способность критически оценивать самого себя.

Подмена

Иногда мы чего-то так отчаянно хотим, что выдаем желаемое за действительное. Это опасно в случае, когда нам нужно принять важное решение в неопределенной ситуации. По словам Алексея, человек инстинктивно стремится к тому, что ему приятно, поэтому он склонен принимать убедительность тех аргументов, которые соответствуют его желаниям, подвергая сомнению противоположные.

Так, если парень, в которого ты влюблена, тебе улыбнулся, не нужно начинать придумывать имена для общих детей. В подобной ситуации, если есть вероятность когнитивного искажения, первым делом нужно задать себе вопрос, «почему я так считаю», и докопаться до истинных мотивов.

Стереотипы

Люди легко поддаются под влияние стереотипов, потому что они освобождают нас от необходимости самостоятельно разбираться в вопросах и искать ответы. На все случаи жизни есть пословицы и поговорки, освобождающие нас от необходимости анализировать каждую ситуацию в отдельности, при этом мы не отдаем себе отчета в том, что они могут противоречить друг другу: «семь раз отмерь, один раз отрежь» и «куй железо, пока горячо».

Капкан вложений

Нам жалко своих затрат, и порой мы готовы тянуть проигрышный проект только ради тех вложений, которые уже произведены. Так, родители часто отдают своих детей в музыкальную школу в надежде привить им вкус к игре на фортепиано.

Однако после нескольких лет посещения занятий ребенок, не проявив способностей, не желает продолжать обучение. Но родители не дают прервать занятия, ведь уже столько сил, времени и денег вложено в это дело. Психологическая установка не позволяет признаться в допущенных ошибках, что заставляет совершать их снова.

Взаимность

Стадный инстинкт в действии: что мешает нам быть объективными
Кадр из фильма «Сумерки.Сага.Рассвет: часть 1»

Если человек расположен к нам, улыбчив и проявляет знаки внимания, мы рефлекторно отзываемся — на этом строится тактика психологического давления многих маркетинговых кампаний.

Социальные факторы

Наше происхождение, воспитание, образование, положение и роли в обществе оказывают влияние на отношение ко многим вещам. Люди склонны смотреть на мир «со своей колокольни», опираясь на свои интересы, вкусы и привычки.

Правильно ли, что занятия в вузе ставят на субботу и в праздничные дни? Практика показывает, что ответ студентов отрицателен, в отличие от ответа администрации вуза. Но стоит им поменяться местами, как ответы, скорее всего, тоже изменятся.

Избавиться от такой ошибки можно, лишь сравнивая различные типы опыта и стараясь смотреть на вещи глазами других людей, по мнению Алексея Гурьянова.

Игры с информацией

Стадный инстинкт в действии: что мешает нам быть объективными
Кадр из фильма «Еще один год»

Наши знания о вещах никогда не бывают полными, и неполнота информации о предмете — само по себе искажение.

Порой это ведет к подтасовке или сокрытию информации. К примеру, в рекламе автомобиля подчеркивается, что он расходует меньше бензина и стоит дешевле, чем у конкурентов. Даже если это так, то можно ли на этом сделать окончательный вывод о качестве автомобиля, ведь о стоимости обслуживания, частоте поломок или безопасности машины ничего неизвестно?

При оценке информации, рассчитанной на убеждение, нужно учитывать заинтересованность рекламодателя, а также неизбежную неполноту информации.

Традиции

Мы часто поступаем определенным образом, потому что так принято или мы всегда так делали. Так люди инстинктивно усваивают множество представлений о мире и считают их правильными только потому, что так всегда было.

«Не нужно пытаться починить то, что еще не сломано» или «от добра добра не ищут» — слышим мы часто от представителей старшего поколения. Между тем то, что существует, не обязательно является лучшим, и что было уместным и полезным в прошлом, может стать препятствием для дальнейшего развития, как в случае с договорными браками в патриархальных обществах. В таких ситуациях нужно отдавать себе отчет в том, что нет предела совершенству.

Рекомендуем