Я тебя спасу
«Моей огромной любви хватит нам двоим с головою», — пели многие из нас в 2000-е, в 2008-2012 годы с замиранием сердца наблюдали за любовными перипетиями героев американских «Сумерек», а в 2015-м окунулись в пятьдесят оттенков отношений между студенткой Анастейшей и миллиардером Кристианом Греем.
Несмотря на то что между мифом, записанным Апулеем, и голливудскими фильмами прошли века, сюжет одинаков: невинная красавица своей «огромной любовью» исправляет возлюбленного, которого мир считает чудовищем, и они живут долго и счастливо. Вот только в жизни подобные сюжеты оборачиваются трагедиями и разрушенными женскими судьбами, потому что все эти мужские фигуры неспособны к здоровым отношениям. Присмотримся к ним внимательно.
Что не так с Эдвардом, Кристианом и Амуром: 7 красных флагов
1. Вампир, миллиардер и древнеримский божок — профессиональные сталкеры
Героини «Сумерек», «50 оттенков...» и древнего мифа в какой-то момент обнаруживают, что их возлюбленные вели слежку за ними:
- На Анастейшу собрано полное досье («они не засекли время моих перерывов на туалет, тебе стоит вернуть свои деньги»), все ее действия отслеживаются;
- к Бэлле, помимо прочего, вампир пробирается по ночам в спальню и смотрит на нее спящую;
- Амур собирал информацию, чтобы по приказу своей матери, возненавидевшей Психею за красоту, влюбить девушку в самого «низкого, обездоленного человека, несчастнее которого нет на всем свете», но в процессе решил сам занять его место.
- Кристиан Грей — сын матери-наркоманки и проститутки, которая умерла от передозировки у него, четырехлетнего, на руках, также он подвергался пыткам со стороны клиентов матери;
- 17-летний Эдвард Каллен в Первую Мировую потерял всю семью и сам чуть не умер от испанки, а после обращения в вампира стал серийным убийцей, не желая переходить на кровь животных;
- У Амура запутанные инцестуальные отношения с родителями: мать целует его «долгим и страстным поцелуем», родила она его, находясь в кровосмесительной связи с собственным отцом Юпитером, который, в свою очередь, женат на единокровной и единоутробной сестре Юноне.
Еще одна черта сталкера — желание воссоздать травматичную ситуацию из прошлого, в которой на этот раз он будет хозяином положения. Так, Кристиан заводит отношения с Аной, поскольку та, как и предыдущие его любовницы, внешне похожа на мать, и, подвергая их насилию, он мстит своей матери.
2 «Я тебя люблю — держись от меня подальше»
Такие люди чередуют ласку с холодностью, любовь с отчужденностью, мягкость с жестокостью. Они постоянно ждут подвоха и неспособны доверять своим близким.
3 Уничтожают границы под девизом заботы
Все трое героев маниакально контролируют жизнь возлюбленных, апеллируя к тому, что избранницы неспособны справиться с жизнью. Однако
- Белла калечится и едва не погибает, когда на нее нападают кровососущие родные и знакомые Эдварда, а затем умирает при родах ребенка-вампира;
- Ану преследуют бывшие любовницы Кристиана, одна из которых чуть не пристреливает ее;
- мать Амура избивает беременную невестку и сживает со свету, отправляя на смертельные задания.
4 Ненадежны, несмотря на «понты»
Один — влиятельный миллиардер, другой — бессмертный вампир при деньгах, а третий — божество, которого боятся все жители Олимпа.
- Когда Анестейша объявляет о своей беременности Кристиану, тот закатывает сцену и бежит за сочувствием к возрастной любовнице, которая когда-то его, 15-летнего, вовлекла в БДСМ-игры.
- Эдвард шарахается от беременной Бэллы как от прокаженной, требуя сделать аборт, а после отказа отстраняется и занимается самобичеванием, обдавая умирающую супругу холодом и упреками.
- Амур бросает беременную Психею на произвол судьбы: прочитав лекцию про «сама виновата», улетает страдать и «лечить раны» в дом матери (легкий ожог от капли масла преподносится как «тяжелая рана»), в то время как его мать пытается убить невестку и будущего внука всеми возможными способами.
Справиться с напастями героиням помогают их собственное упорство и помощь посторонних, пока их избранники баюкают раны прошлого.
5 Винят во всем своих жен
И наказывают их. Особенно, когда те осмеливаются нарушать запреты и — о, ужас! — самостоятельно распоряжаться своим телом и временем:
- Амур бросил жену на произвол судьбы за то, что та отважилась установить личность мужа при свече лампады (а жила бы себе в неведенье и горя не знала, да?);
- Кристиан Грей, стоит Ане помедлить со сменой фамилии в электронной почте, посидеть в баре с подругой, уехать к матери, устраивает скандалы и наказывает девушку с применением арсенала из «красной комнаты»;
- Эдвард Каллен наказывает Беллу молчанием, холодным обращением, отстранением, что особенно «поддерживает», когда тебе 17 лет, ты изолирована от родных и близких, и твое тело поедает ребенок-вампир от любимого мужа.
Отдельного разбора заслуживает причина расставания героев «50 оттенков» в первой части: по просьбе Аны Кристиан показал ей, как хочет ее наказать, и отхлестал со всей дури ремнем, требуя считать каждый удар. А во второй части высказывает претензию: Ана его не остановила, как ей можно доверять? Действительно, это ж она спутала БДСМ-игры и садизм...
6 Так себе отцы
- Эдвард Каллен быстренько пакует вещи и сворачивает медовый месяц — какая романтика, о чем вы? Надо мчать к родителям и разбираться с этой напастью. Кстати, он долгое время называет ребенка не иначе как «монстром».
- Кристиан Грей закатывает истерику и прямо говорит о том, что не готов стать отцом, и уходит плакаться на плече у бывшей любовницы.
- Амур — просто улетает к мамочке под бочок на Олимп. Конечно же, ведут они себя так исключительно из-за тонкости душевной натуры, а не потому что слабаки.
Правда? И, конечно, потом станут идеальными отцами. Ты в это веришь?
7 Изолируют избранниц от их окружения
- Психея сначала заточена в пустом дворце с невидимыми слугами, а затем отрезана от прежней жизни новым статусом.
- Эдвард пытается убедить Беллу «умереть» для ее круга общения, апеллируя к новой роли вампира.
- Кристиан устраивает сцену и наказывает Ану за встречу с подругой, последующие встречи с друзьями происходят на его условиях и в присутствии Кристиана.
Играя с жертвой
Почему же мы оказывается в подобных отношениях? Хотя в жизни типажи, подобные Эдварду Каллену и Кристиану Грею, далеко не миллиардеры и даже не вампиры, на начальной стадии отношений они дьявольски обаятельны и по-царски щедры.
Заботливые, чуткие, внимательные слушатели, они окружают трогательными знаками внимания и осыпают подарками — необязательно дорогими, но созвучными с невысказанными желаниями... Как устоять?
А с учетом того, что ей не раз и не два намекнут, что в расстройствах любимого и в неполадках в раю виновата исключительно она, рано или поздно она поверит, что это ее дурное поведение привело к тому, что сказка стала фильмом ужасов. Будет хорошей девочкой — все наладится. И еще один «крючок», на который «мистеры Греи» ловят наивных рыбок, на старое доброе «Все бабы (и психологи) дуры — одна я — богиня».
Неслучайно все трое героев до встречи с Аной, Психеей и Беллой ходили в холостяках — их тонкую раненую душу не мог понять никто. Но тут пришла ты... И вкуснейшая для любой женской души «наживка»: намек на избранность. Все мы верим, что уникальны. А тут возможность доказать делом! Да и избранник уверяет — прямо или косвенно: «Только ты можешь меня спасти!» Какая женщина откажется от роли Мессии?
Книги, песни и фильмы уверяют: «огромной любви» женщины «хватит с головою» для исцеления травмированного мужчины с задатками абьюзера. Ни у кого не получалось — но пришла прекрасная ты, и «чудовище», неспособное к здоровым отношениям, перевоплотилось в заботливого, любящего, нежного супруга.
Занавес, играет вальс Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Правда,
Пожертвуй собой — и возродись
Интересно, что и в «Сумерках», и в «50 оттенках» рядом с главной героиней топчется понятный, теплый, простой, поддерживающий мужик, подставляющий плечо в периоды, когда избранника героини засосала очередная пучина фрустрации.
Но куда этим простачкам до сложных и загадочных героев, поэтому их выкидывают на обочину сюжета: в «Сумерках» хотя бы сделали зятем, а в «50 оттенках» отобрали все фото и задвинули во френдзону. Спасибо, что голову не оторвали.
В «Сумерках» героиня при родах умирает и восстает из мертвых полной сил, накрашенной, бессмертной, с новой укладкой — дочь к тому моменту подросла. Никаких тебе пеленок, бессонных ночей. И практически первое, что делают молодые родители, воссоединившись: идут заниматься сексом в шикарно обставленный новый особняк, который им подарили в честь отцовства и материнства кровососущие родственники, на которых скинули дочку. - В «50 оттенках» — ребенок тоже вырос сам, в параллель с бурными ночами родителей и феерической карьерой Анастейши.
Вероятно, несмотря на розовые очки, авторы сюжетов подсознательно понимают: чтобы вырастить детей с такими «папашами», нужны чудо и армия нянь.Однако и в «50 оттенках», и в «Сумерках» нас убеждают: главная героиня своей самоотверженной любовью исцеляет абьюзера и получает весь мир на блюдечке. Правда, с окровавленной каемочкой, но who cares?