Источник здесь и далее: pixabay.com

Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы во все сферы жизни. Нам приходится подстраиваться под новые реалии, какими бы странными они нам ни казались. Совещания, планерки, конференции и даже собеседования — все онлайн. Многие крупные фирмы и предприятия перешли на режим удаленной работы если не полностью, то на 30% как минимум. «Без штанов, но в галстуке» — хороший слоган для 2020 года. И хотя этот странный год мы проводили, многое он оставил нам в наследство. Теперь нам надо с этим как-то жить. 

Пожалуй, большинство из тех, кто работает в своих компаниях на удаленке с весны прошлого года, уже адаптировались к такому режиму и сумели организовать свою деятельность. Конечно, над многими вещами нам всем еще предстоит поразмыслить, что-то поменять, какие-то процессы оптимизировать, но это все не страшно и не так болезненно, если коллеги давно знакомы, работа и требования понятны, а основные алгоритмы деятельности освоены. А что делать тем, кто в это странное время вынужден искать себе работу, осваиваться в коллективе и справляться с новыми задачами, не выходя из дома?

Задача со звездочкой 

О том, как обычно проходит адаптация на новой работе, кадровые специалисты и психологи знают очень хорошо. Но то были правила «доковидных времен». Сейчас мы живем в эпоху, когда меняется многое, в том числе и правила корпоративной культуры.


Если небольшие компании силами кадровиков справляются с задачами online-адаптации, то в крупных организациях многое поставлено «на поток», ведь они уже успели «обкатать» эти процессы за 2020 год: жизнь продолжается, люди уходили с работы и на их места устраивались новые, пусть и не так активно, как в прошлые годы.

Разговоры в курилке

Не надо быть психологом или HR-специалистом, чтобы понимать, что адаптация в коллективе происходит не во время работы, а в обеденный перерыв и другие неформальные моменты. «Беседы возле кулера» — так говорят иностранцы об адаптации новых работников во время неформальных разговоров. В маленьких компаниях есть свои мини-кухни, курилки, чайные комнаты, автоматы с кофе и орешками, и именно там происходит живое общение, завязывается дружба. 

Неформальное общение, шутки, разговоры, кофе и перекуры, действительно, нужны большинству из нас. Это помогает разрядиться, отвлечься от работы, что-то обсудить с коллегой. В конечном счете, это повышает лояльность к компании, повышает производительность труда и настроение каждого сотрудника. Общение — важная часть человеческой жизни.

Чем заменить кулер

Несмотря на невозможность пообщаться лично, важно создать обстановку, в которой будет место обычному человеческому: «Привет! Как дела?». 

Возможно, будет вполне уместно создать отдельный чат-«флудилку» и скинуть предложение вступить в него в общий чат. Рассказывайте о своих выходных, делитесь кулинарными успехами, отправляйте смешные фотографии и мемы. У каждого участника есть возможность выключить звук, если это общение будет мешать работе, а кому-то именно в этот момент будет важно переключиться и поделиться хорошим настроением.

Zoom и Skype необязательно использовать только для совещаний и планерок. Договоритесь подключиться в обед и просто поболтать. Пусть кто-нибудь проведет кулинарный мастер-класс по приготовлению быстрого обеда. Или, например, посмотрите вместе смешную короткометражку. Это поможет сохранить актуальные дружеские связи и построить новые.

Сегодня меры по предотвращению распространению инфекции не такие жесткие, и у коллег всегда есть возможность хотя бы раз в месяц провести обычную встречу на нейтральной территории. Это может показаться пустой тратой времени и сил, но вы увидите, что общение даст вам энергии на несколько дней вперед. На встрече за чашкой кофе можно обсудить не только текущие рабочие вопросы, но и просто поговорить по душам, посмеяться и отдохнуть. Пара часов такого общения поможет новым сотрудникам увидеть своих коллег, влиться в коллектив, а всем остальным участникам команды оставаться на одной волне. 

Помоги себе сам

Если ты вскоре можешь оказаться в такой ситуации, когда вместо своего нового начальника будешь представлять его аватарку из мессенджера, а в рабочем чате с трудом будешь ориентироваться в именах и сообщениях, спланируй свой вход в новый коллектив заранее. Зная эти простые правила, тебе будет гораздо проще освоиться на новом месте.

  1. Попроси начальника отправить письмо всем твоим коллегам о том, что ты присоединилась к команде. Ты можешь попросить его поделиться твоими контактами и сказать, что будешь рада познакомиться по видеосвязи. 
  2. Как можно больше уточняй и спрашивай. Не бойся казаться глупой! Дело не в твоих умственных способностях, а в том, что тебе надо понимать задачи, чтобы качественно их выполнять.
  3. Не переживай, если даже после подробного письма тебе не удалось понять, что от тебя требуется. Попроси начальника или коллегу о коротком звонке, чтобы прояснить детали. Тебе будет труднее, если ты не будешь ничего узнавать и уточнять, и результаты твоего труда будут посредственными. 
  4. С самого начала записывай имена своих коллег. Сразу в телефон внеси все имена и выпиши их себе на листочек. Можешь создать что-то вроде короткого списка имен и фото. В процессе zoom-конференции делай скриншот экрана, чтобы у тебя в памяти отложилось живое лицо, а не аватарка из мессенджера, которая часто не имеет ничего общего с реальностью. Так тебе будет проще ориентироваться в большом коллективе.
  5. Записывай все, что может тебе пригодиться: непонятные имена людей из других отделов, важные цифры, названия фирм, задачи других коллег — многое из этого может пригодиться.
  6. Попроси коллег рассказать о компании и жизни внутри нее.
  7. Присмотрись к тому, как переписываются коллеги в чате, как общаются в зуме. Наверняка, кто-то из них покажется тебе симпатичным и отзывчивым. Не бойся написать и завести неформальную беседу — в нынешнее время люди все больше начинают ценить общение. Вполне возможно, что вскоре вы сможете встретиться в офисе и попить вместе карамельный латте.
Рекомендуем