В 90-е годы многие россияне впервые узнали (из фильмов), что где-то там — в США или Европе — люди платят деньги, чтобы полежать часик другой на мягком диване, обсуждая свои проблемы со своим психологом или психотерапевтом. Вся эта история казалась недавно еще советским гражданам странной —
Годы шли, отношение к терапии менялось.
Последние 7-10 лет в России подобная забота о себе для многих стала нормой. Большую роль сыграло просвещение — появилось много публикаций, где говорится о пользе проработки психологических травм, о том, что встречи с психологом не означают, что ты — псих. В общем, десятки стереотипов о такой практике стали рушиться.
Но, как часто бывает, даже самую крутую инициативу можно довести до абсурда. Поэтому с ростом интереса к изучению себя через терапию возросло и количество желающих оказывать психологическую помощь на бытовом уровне — без соответствующего образования. Просто на уровне общих знаний — с упором на где-то услышанные термины.
Герои нашей статьи считают, что в заботе о своем ментальном здоровье некоторые настоящие и «доморощенные» психологи перестают «видеть берега» и становятся невыносимыми душнилами. Свою позицию они прокомментировали для Lisa.ru.
1 Вагиз Ильясов, 34 года: «Все стали раздражающе мягкотелыми»
«В моем окружении, наверное, не осталось людей, которые бы не рассказывали о том, как они «со своим психологом что-то там опять проработали». Не то чтобы я не рад за своих знакомых, но меня уже достало это повальное увлечение мозгоправами. Нет, правда, некоторые же прутся в терапию просто от нечего делать — подтягивают какие-то высосанные из пальца проблемы и доводят их до абсурда. Потом ходят и размахивают своими депрессиями, травмами и фобиями. Грустно видеть, как все стали раздражающе мягкотелыми. Не хотелось бы выглядеть сварливым дедом, но я уже начал (смеется). Я из тех людей, что считают, что в раньше люди не ныли всяким психиатрам-психологам и ничего — справлялись.
2 Диана Шнайдер, 40 лет: «Задолбали искать детские травмы в каждом речевом обороте»
«Психологов сейчас, как грязи. Плюс еще полно тех, которые ни с какого боку к психологии не относятся, вычитали где-то пару статей и ходят направо-налево диагнозы ставят. У меня двое знакомых такими стали — общаться с ними теперь невозможно. Сестра пошла дальше — решила переучиться на психолога. Как только получила корочку, сразу такая деловая стала — говорит, что стала „глубже остальных“, мол, понимает, в чем суть поведения людей. Каждый раз, когда она что-то такое выдает, меня аж трясет.
3 Виталий Золотов, 38 лет: «Отвалите, пожалуйста!»
«У меня никогда не было желания пойти к психологу, даже когда это стало модным. Свои проблемы всю жизнь удавалось самому разруливать, не думаю, что под 40 лет мне, вдруг, понадобится психологическая помощь. Но периодически сталкивался на обедах с нашим штатным психологом. Как же она меня выводила из себя. Каждый раз начинала толкать какие-то странные темы во время обеда. Во время очередного такого вброса я с ней разругался.
В общем, сидели за одним столом в столовой. Психолог рассказывая о своем очередном тренинге, заявила, что, оказывается, как человек ест, так он и занимается сексом. Отметила, что они это с коллегами обсуждали и пришли к выводу, что так и есть. Меня это так разозлило. Ну вот зачем за едой начинать такую тему, психолог чертов. Но я сдержался и молчал бы дальше, если бы она сама не стала ко мне лезть.
Говорит: „Смотри, как ты быстро все съел, значит, и в сексе так же“. Тут я не выдержал и сказал: „Зато вон как много — и салат, и первое, и второе“. Мы еще долго спорили, в итоге после этой перепалки у меня остался неприятный осадок.
4 Дарья Шаповалова: «Достала тыкать в лицо своим психологическим дипломом!»
«Кажется, сейчас я скажу то, после чего каждый психолог или те, кто мнят себя таковыми, поставят мне диагноз. Например, что во мне говорит зависть или что-то еще. Но плевать. Я-то знаю, что дело не в этом — просто достало поведение подруги. Она недавно получила второй диплом — психолога. Первый был филологический. Мне искренне нравятся эти специальности, хотя сама я экономист. Первое время наши встречи проходили как обычно, но постепенно я стала замечать, что в почти в каждом разговоре подруга как бы невзначай добавляет: „Это во мне психолог говорит“.