Как выглядели первые хипстеры
Стиляги
Модники из Tumblr
Московская хипстерская тусовка
Как повлияли на общество
Куда пропали
Кто такие якки и хайпбисты
В России субкультура хипстеры появилась в 2007-08 годах. Так называли парней и девушек, которые сидели в популярной на тот момент соцсети Tumblr и отслеживали западные тренды — в одежде, поведении, манере общения. Пик хипстерства пришелся на 2010-11 годы, после субкультура сошла на нет.
В этой статье расскажем, когда и где появились первые хипстеры, как эта субкультура повлияла на российское общество и что могло стать причиной ее исчезновения. Также узнаешь, кто такие якки и хайпбисты.
Как выглядели первые хипстеры на примере Малкольма Икса
Слово «хипстер» произошло от выражения to be hip, что означает «быть модным». Впервые этот термин прозвучал в конце 40-х годов в США. Тогда на пике был джаз, особенно его обожали в бедных черных кварталах. Чтобы весело провести время в ближайшем баре, танцуя под звуки саксофона, местные парни и девушки тратили последние сбережения на щегольские наряды. Им неважно было, что будет завтра — они жили одним днем.
Именно поэтому хипстеров всегда считали позерами — людьми, которые лишь пытаются казаться успешными, а у самих за душой — ни гроша. Ярким представителем такой пестрой и бедной молодежи был Малкольм Литтл. Позже он прославится как Малкольм Икс, когда станет культовым борцом за права чернокожих. Но до своей общественно-политической карьеры он был гарлемским парнем, который одевался в яркие костюмы, постоянно обесцвечивал и пытался выпрямлять волосы в погоне за желанием выглядеть статусно.
Долгое время Икса называли «детройтским рыжим», потому что темные от природы волосы не брала никакая осветляющая краска. Оттенок получался ближе к цвету ржавчины, чем к блонду.
Стиляги — советские хипстеры
Примерно в это же время, в 40-е годы, в крупных городах Советского Союза появились свои модники. Их назвали стилягами. Это была молодежь, которая очень хотела жить и одеваться на американский манер. Они умудрялись по своим каналам доставать дефицитные костюмы и платья. Особым шиком среди девушек было разжиться капроновыми колготками со швом сзади. Те, у кого не было денег на такую роскошь, рисовали тонкую черную линию вручную — карандашом.
Эстетику того времени в своем фильме «Стиляги» отлично передал режиссер Валерий Тодоровский. Но кроме красоты в этой картине было много про инфантилизм и про то самое желание не быть, а казаться. Поэтому, как и американские хипстеры, советские стиляги были синонимом беспечности и незрелости. Особенно больно такие увлечения били по тем, кто воспринимал их всерьез. Например, в том же фильме «Стиляги» главный герой остался на обочине, потому что не смог вовремя вырваться из нарочито аполитичного и безразличного мировоззрения.
Популярность советской субкультуры сошла на нет в начале 60-х. Эпоха возрождения началась в 2007 году — тогда появились стиляги 2.0, или современные хипстеры.
Модники из Tumblr
Социальная сеть Tumblr появилась в 2007 году. Основал ее американский предприниматель Дэвид Карп. В отличие от ныне экстремистского проекта Марка Цукерберга Facebook, эта площадка была не такой строгой. Наоборот, Tumblr стал сосредоточением творческой молодежи, которая могла публиковать в этой соцсети мысли и свои работы, не боясь, что их не поймут. В какой-то момент такая вседозволенность вышла для соцсети боком, потому что некоторые пользователи публиковали запрещенный контент, который никто особо не отслеживал. Но сейчас не об этом.
Появились даже такие понятия как Tumblr-girl и Tumblr-boys. Так называли девушек и парней, которые обладали необычным и легким стилем, который мог повторить любой. Они подчеркивали простоту своих нарядов и делали необычные окрашивания. Плюс парни не были зациклены на своей маскулинности. В основном Tumblr-girl и Tumblr-boys — это были пользователи из Штатов, в России ниша креативной молодежи пустовала.
Московская хипстерская тусовка
Первыми моду на подчеркнуто простой стиль подхватила московская молодежь, которая уже устала от гламура с его пафосными вечеринками, разодетых в пух и прах персонажей, золота и стразов. Тогда начала формироваться другая тусовка — хипстерская. Это были люди, которые предпочитали комфорт пафосу, миксовали модные вещи с предметами, найденными на блошиных рынках и пытались перенести европейскую моду на простоту в российские реалии.
Хипстерская тусовка Москвы отличалась от гламурной тем, что тут люди не старались козырнуть деньгами. Все локации, наоборот, делали от противного — с целью создать дружелюбное пространство, где посетители разного достатка будут чувствовать себя комфортно.
«В «Солянке» можно было встретить Романа Абрамовича рядом со скейтером, футбольных болельщиков и геев рядом — никто ни на кого не смотрел. Мы добились такой атмосферы за счет того, что у нас была мечта и мы реально очень много работали. И мы не боялись рисковать», — рассказал в своем интервью журналу «Афиша» Роман Бурцев, бывший владелец клуба «Солянка».
В сравнении с американскими хипстерами 40-х годов и стилягами новое поколение не хотело казаться. Они не просто копировали западное, а создавали на его базе свое.
Как повлияли на общество
Мода на региональные медиа, кафетерии, где каждый может выпить хороший кофе и поработать, и другие хипстерские инициативы распространилась по регионам. Сейчас даже в небольших городах есть свои локальные самобытные кофейни и пространства, ориентированные на комфорт жителей. Все это, в том числе стало последствием «хипстерской» волны.
Конечно, далеко не все выхватывали эту часть субкультуры, большинство подчеркивало свою принадлежность только внешним видом. Парни и девушки носили в основном унисекс одежду. Чаще всего это были:
- джинсы светло-голубого оттенка или, наоборот, темно-синего,
- простые футболки или с надписями на английском,
- очки без диоптрий и в тяжелой оправе,
- рубашки в клетку и разные шарфы, которые подчеркивали бы уютный и небрежный образ.
Но и такие предпочтения в одежде тоже отразились на обществе. Например, многие девушки поняли, что высокие каблуки и облегающие платья — это не синонимы красоты. Привлекательной и стильной можно было быть и в обычных кедах, рубашке и джинсах.
Еще одним важным атрибутом хипстеров стали татуировки. Поэтому в 2008 году в России стали появляться первые модные тату-салоны, и начался тренд на подобное творческое самовыражение. До этого татуировки воспринимали только как часть тюремной культуры.
Куда пропали
Есть две версии, почему исчезла такая популярная и динамично развивающаяся субкультура.
1. Политическая
Спад субкультуры пришелся на 2010-12 годы. Как раз в это время в Москве проходили митинги на Болотной площади. Свою причастность к происходящему ощущало подавляющее большинство, в том числе социально активные и восприимчивые люди, которые и составляли костяк российского хипстерства. Но теперь их неравнодушие и эмпатия сфокусировались на не западных трендах, а, наоборот, — на боли своей страны.
2. Социологическая
На самом деле никто никуда не делся, просто хипстеры перестали быть необычными, ведь теперь вещи и поведение, которые тогда казались необычными, стали нормой. Возьмем самые простые примеры. Вот кого сейчас удивит парень, который работает за компьютером в кафе, или девушка, которая сочетает платье с кроссовками? Правильно, никого. Это и многое другое растворилось в обществе и стало частью нашей жизни. Теперь, можно сказать, мы все немного хипстеры.
Кто такие якки и хайпбисты
В зависимости от эпохи на смену приходят новые интересы. Например, сейчас популярны якки и хайпбисты. Есть те, кто уверен, что они — замена хипстеров. Но это навряд ли так, потому что философия этих субкультур сильно отличается.
Якки — это молодые люди творческих профессий, которые при этом направили свою творческую энергию на зарабатывание неплохих денег. Главные их ролевые модели — Илон Маск, Стив Джобс, Марк Цукерберг и другие богатые интеллектуалы. Для хипстеров деньги были, скорее, вторичны. В основе их действий было желание сделать что-то классное, комфортное для всех.
Хайпбисты — это ребята, которые гоняются за брендами. В основном это обеспеченная молодежь, которая может спустить на трендовые шмотки огромные суммы.
Как бы ни было, существование субкультур в очередной раз доказывает, что человек — животное социальное. Нам важно общаться с единомышленникам, чтобы узнавать себя лучше.